Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСПЕШНОГО АУДИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ШКОЛЬНИКОВ 5–9 КЛАССОВ)

Смаковская Д.Ю. 1 Смаковская Н.И. 1
1 ГОУ СПО «Дзержинский педагогический колледж»
1. Блохина, Е. В. Некоторые вопросы обучения аудированию/ Е. В. Блохина. – М., 1998.
2. Ощепкова, В. В. Страноведческий материал на уроке английского языка// Иностранные языки в школе. – 2008. -- № 1. – С. 77 – 83.
3. Самохвалова, В.И. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании разных видов материала/ В.И. Самохвалова. – М., 1987.
4. Немов, Р. С. Психология. Учеб для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с. 

Аудирование – процесс восприятия и понимания речи (в том числе и иностранной). Сложность аудирования, как особого вида речевой деятельности, заключается в том, что в реальной практике речевого взаимодействия существует необходимость понимания незнакомого текста с первого предъявления, а также в ситуации, когда зачастую мы лишены возможности «приспособить» стиль изложения говорящего человека под свое понимание.

Эффективность развития умений воспринимать иноязычную речь на слух достигается лишь при соблюдении определенных психологических, национально-культурологических, методических условий учебного взаимодействия. В данных тезисах, выполненных на основе нашей выпускной квалификационной работы, мы остановимся на психологических проблемах освоения аудиоконтента.

Исследования показали большую зависимость темпа речи от ситуации общения, ритма, ударений, пауз. Из экспериментальных исследований известно, что при скорости восприятия, равной 225 – 250 словам, происходит быстрое утомление и значительная потеря информации, хотя разборчивость слов у слушающих сохраняется до конца. Фрагментарность и приблизительность понимания объясняется усиленным редуцированием звуков, отсутствием пауз между смысловыми кусками, дефицитом времени на осознание смысла текста (Г.В. Шеффер). Слишком медленный темп речи также мешает успешному освоению контента, так как при таком предъявлении растягивается фаза восприятия, внимание слушающего отвлекается с содержания на форму, затрудняется процесс синтезирования, снижается эмоциональный тонус, ослабляется произвольное внимание. Экспериментально доказано, что увеличение темпа предъявления в известных пределах ускоряет прием информации.

При обучении аудированию немаловажную роль играет повтор текста. Однако исследователями утверждается, что неоднократное предъявление сообщения в неизменном виде можно считать обоснованным лишь в случае, если преследуется цель запоминания формы речевого сообщения (В. И. Самохвалова). Более глубокому пониманию смысла текста способствует диверсификация его формы, продолжительности звучания при повторных предъявлениях (результаты экспериментальные данных).

Отметим, что рекомендации относительно объема речевого сообщения, определяемого продолжительностью звучания послания, в большинстве своем основываются на опыте преподавателей, а не на точных экспериментальных данных, поскольку объем речевого сообщения не является постоянным и зависит от совокупности объективных и субъективных факторов. Под этими факторами понимаются: этап обучения, сложность речевого сообщения, специфика источника информации, характера последующей работы с аудиотекстом и ряд других факторов.

Экспериментальные данные показывают, что оптимальным по объему принято считать текст, звучащий до трех минут (450 слов в английском языке), т.к. он не превышает возможности учащихся в удержании информации. Отметим, что утомляемость у учеников данного возраста наступает после 35 минут от начала занятия, поэтому наиболее продуктивными следует считать первые 20 минут от начала занятия.

Качественность усвоения текста зависит от характера аудиотекста, восприятие которого само по себе представляет большие сложности. При отборе текстов для обучения аудированию мы следовали представленным далее рекомендациям:

• ясность, простота текста, предполагающая легко обозримое действие со строгой причинностью;

• содержание текста должно быть деловым и свободным от сентиментальности;

• в тексте должно быть минимум диалогов;

• тексты не должны быть написаны от первого лица;

• текст должен содержать определенную проблему.

В процессе подготовки выпускной квалификационной работы, в ходе учебной практики нами были уточнены и апробированы упражнения по развитию навыков аудирования у обучающихся (табл. 1).

Таблица 1

Примеры упражнений по развитию навыков эффективного аудирования

Вид упражнения

Содержание упражнения

Упражнения на развитие речевого слуха

• визуализация иноязычного контента (печатный текст, иллюстрации, репродукция, видеряд);

• аудирование на узнавание слов, структур;

• извлечение конкретной информации путем заполнение пропусков;

• реакция действием на определенную информацию, например, хлопнуть, встать, показать карточку.

Упражнения на тренировку памяти

• подготовительное аудирование (согласиться/опровергнуть утверждение после прослушивания текста);

• прослушать текст, а затем сравнить его с печатным и найти расхождения;

• запомнить все даты, имена, географические названия и повторить их в той же последовательности;

• прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу;

• прослушать слова и повторить лишь те, которые относятся к какой-либо одной теме.

продолжение Таблица 1

Упражнения на тренировку вероятности прогнозирования

• подобрать как можно больше определений к словам;

• составить возможные словосочетания с существительным/глаголом/наречием/прилагательным;

• в рамках конкретной ситуации составить наиболее типичные словосочетания/клише (более • сложный вариант задания - перевод вразброс R=E);

• упражнения в логическом развитии замысла, которые предполагают умение закончить фразу, текст;

• определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам, вопросам.

Итак, аудирование представляет сложную речевую деятельность, обучение которой должно учитывать психологические возможности учащихся данного возраста, особенности развития их когнитивной сферы, эмоционального и предметно-логического опыта. При отборе лексического материала важно учесть культурологический и страноведческий аспекты для повышения мотивации обучающих и органического слияния обучения и воспитания.


Библиографическая ссылка

Смаковская Д.Ю., Смаковская Н.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСПЕШНОГО АУДИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ШКОЛЬНИКОВ 5–9 КЛАССОВ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 154-155;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5053 (дата обращения: 04.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674