На протяжении нескольких десятилетий проблема лидерства остаётся одной из актуальных в спортивной психологии. Рассматривая вопросы влияния, в части, престижа, авторитета психологии исходят из понятий «лидер» и «лидерство». Предпринятый некоторыми исследователями анализ проблем лидерства, позволил установить около ста тридцати его определений. В качестве интегрального понятия лидер – это человек, берущий на себя функции управления, доминирования, занимающий ведущее положение в иерархии и способный оказывать большее влияние, чем кто-либо другой. Соответственно принятой в социальной психологии квалификации сфер общения (формальная и неформальная) выделяют лидеров формальных и неформальных. Формальный (официальный) лидер – это человек, назначенный руководить коллективом по приказу или распоряжению вышестоящей организации. Позиция неформального лидера, как правило, завоёвывается спонтанно одним из членов коллектива благодаря симпатиям и уважению большинства его членов в ситуациях, не связанных с основной деятельностью.
Необходимым условием выдвижения в лидеры является авторитет спортсмена. Авторитет имеет двоякое значение. С одной стороны, авторитету стараются подражать, с другой — с авторитетом легче соглашаются, ему верят. Авторитет можно рассматривать по двум параметрам: деловые качества (человек как специалист) и эмоциональные качества (человек как личность). Поэтому лидерами-капитанами могут быть и не самые сильные игроки в команде [1].
У капитана команды должны быть опыт в общении и понимание своей роли лидера в команде. Желательно, чтобы он был хорошо информирован обо всем, что происходит в коллективе, поскольку тренер с его помощью узнаёт психологическую атмосферу в коллективе. Одна из главных задач капитана – настроить команду на игру, также он должен суметь найти подход к любому игроку. В некоторой степени этими качествами обладает и тренер, но проявляет он их, как правило, позднее, чем капитан, поскольку ряд сложных тактических, психологических и чисто спортивных задач капитану приходится решать непосредственно на спортивной площадке.
Принятие лидерского влияния обнаруживается в подчинении, следовании указаниям, советом, просьбам лидера и, наоборот, отказ проявляется в неподчинении, не согласие с лидером, отклонения от исполнения его распоряжения.
Влияние лидерства и лидеров в спорте, в частности в спортивных играх, может быть непосредственна, внешне легко фиксируемым, но может иметь и скрытую форму, быть опосредованным многократно через какие-либо факторы, например, через этические или нравственные нормы, бытующие в данной спортивной команде.
Лидерство в спортивной команде проявляется, прежде всего, в отношениях руководства (тренера) и подчиненных (игроков), иерархическую организацию команды, меру влияния одного спортсмена на других и меру принятия или отвержение этого влияния. Об эффективности лидерства в спортивной команде, можно судить по объективному показателю – результату спортивной деятельности. Можно предположить, что при прочих равных условиях в победившей команде более развиты процессы самоорганизации и самоуправления, а в командах с достаточно хорошим развитием системы межличностных отношений, эффективность лидерства в условиях значимых соревнований, определяет исход спортивной деятельности.[2]
Однако, статический и логический анализ результатов исследования лидерства в спортивных командах показывает, что между эффективностью лидерства и групповой эффективностью деятельности однозначной зависимости нет.
Библиографическая ссылка
Каширин М.С., Перепеченова Т.Н., Мусина С.В., Слепова Л.Н., Юдина Н.М. ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРСТВА В СПОРТЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 74-75;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5571 (дата обращения: 23.11.2024).