В статье обсуждаются некоторые особенности лабораторного практикума по курсу «Физика, математика» для студентов специальности «Лечебное дело» медицинского института Тульского государственного университета, а также целесообразность проведения не только виртуальных, но и натурных лабораторных работ, что необходимо для лучшего понимания студентами сути физических явлений и процессов и выработки определенных профессиональных навыков.
Изучение физики и математики на медицинских факультетах вузов является важным и необходимым условием подготовки высокопрофессиональных специалистов, поскольку различные физические явления и процессы лежат в основе различных терапевтических и диагностических методов, а современное медицинское оборудование – это сложнейшие физические приборы.
Курс «Физика, математика», который читается студентам специальности «Лечебное дело» в медицинском институте Тульского государственного университета, является односеместровым. Помимо проблем с нехваткой лекционного времени и постоянно возрастающими требованиями к объему и качеству читаемого материала1, перед преподавателем стоит задача построить лабораторный практикум таким образом, чтобы он отвечал всем требованиям ГОСов данной специальности. Лабораторные работы могут существовать в трех вариантах – виртуальном, натурном и смешанном2. Основными недостатками натурных лабораторных работ являются быстрое физическое и моральное устаревание лабораторного оборудования, отсутствие хорошей материальной базы в периферийных вузах, повреждение лабораторного оборудования студентами при его неправильной эксплуатации. Не умаляя возможностей современных наукоемких технологий, применяемых в высшем профессиональном образовании, следует подчеркнуть, что полный отказ от натурных лабораторных работ в пользу виртуальных является нецелесообразным. Поэтому наряду с виртуальными лабораторными работами, на кафедре физики Тульского государственного университета студенты специальности «Лечебное дело» выполняют ряд натурных работ в специально оборудованных лабораториях, а именно:
1. «Определение плотности вещества» (студенты учатся определять массу тел с помощью аналитических весов);
2. «Снятие спектральной характеристики уха на пороге слышимости» (студенты с помощью лабораторной установки, состоящей из генератора звуковых колебаний и наушников, получают собственную аудиограмму и имеют возможность сравнить ее с аудиограммой нормального уха);
3. «Изучение работы осциллографа» (данная работа формирует навык работы с прибором, учит получать с помощью осциллографа период исследуемого сигнала и его напряжение);
4. «Определение показателя преломления жидкости» (ознакомление с работой рефрактометра, определение с его помощью показателей преломления различных жидкостей, исследование зависимости показателя преломления растворов от концентрации путем построения калибровочных графиков);
5. «Измерение малых объектов с помощью микроскопа» (ознакомление с одним из специальных приемов микроскопии: измерение размеров малых объектов с помощью специальной насадки – окулярно-винтового микрометра).
Студенты имеют возможность индивидуально выполнять эксперимент, что сказывается на развитии их самостоятельности, способствует формированию практических навыков работы с различными приборами; обучает студентов самостоятельно разбираться в инструкциях по работе с оборудованием, умению правильно снимать показания с приборов и округлять полученные экспериментальные и расчетные значения физических величин.
Библиографическая ссылка
Шуваева О.В., Широкий И.Ф. ОСОБЕННОСТИ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА ПО КУРСУ «ФИЗИКА, МАТЕМАТИКА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО» // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5-1. – С. 162-162;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5661 (дата обращения: 21.11.2024).