Экономические реформы и реформы в сфере образования способствовали повышению интереса к эффективности деятельности образовательных организаций, а в особенности вузов. В настоящее время необходима разработка особого подхода к оценке эффективности деятельности образовательной организации, который бы позволил, во-первых, избежать некоторой односторонности при рассмотрении эффективности, во-вторых, обеспечить объективность в ходе оценочной деятельности.
Современные подходы к оценке эффективности деятельности вузов можно разделить на нескольких основных направлений.
1) Аккредитационная и лицензионная экспертиза вуза Предполагает получение разрешения на право ведения образовательной деятельности, установление статуса вуза (типа, вида, категории), подтверждение уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, оценка соответствия образовательных программ и выпускников требованиям государственных стандартов. Суть методологии состоит в документальной экспертизе в сочетании с экспертной оценкой. Примерами методик могут выступать процедуры проведения лицензирования и аккредитации, мониторинг аккредитационных показателей
2) Оценка качества образовательного процесса и выпускников вуза. Предполагает оценку возможностей и результатов деятельности учебного заведения (подготовки специалиста с высшим образование) с точки зрения соответствия ожиданиям потребителя. Суть методологии состоит в проведение исследования и измерения мощности управленческого потенциала вуза, оценки эффективности системы управления, в том числе проведение «самооценки». Примерами методик могут выступать: Модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и ее модификации для высшего образования; Модель Премии правительства РФ по качеству; Модель премии конкурса Министерства образования РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»; типовая обобщенная модель системы качества образовательного учреждения; - модель системы менеджмента качества по международному стандарту ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) др.
3) Оценка эффективности бюджетных расходов на высшее образование. Предполагает оценку степени «целевого» расходования средств бюджета и полноты исполнения сметы расходов. Суть методологии состоит в анализ степени достижения стратегических целей, решения тактических задач вуза в рамках запланированного уровня бюджетных расходов, анализ степени соответствия фактических расходов запланированному уровню расходов, анализ отклонений показателей результатов деятельности за отчетный год от плановых показателей на этот год и аргументированное обоснование причин такого отклонения. Примерами методик могут выступать финансовая отчетность вуза; - методические рекомендации по проведению оценки результативности бюджетных расходов в сфере образования и мониторинга расходования бюджетных средств распорядителями и получателями бюджетных средств (АНО «Национальное агентство развития квалификаций») и т.п.
4) Оценка эффективности хозяйственной, предпринимательской, управленческой деятельности вузов. Целью оценки является перевод миссии и общей стратегии вуза в систему четко поставленных целей и задач, а также показателей, определяющих степень достижения данных установок, сгруппированных в иерархически построенные проекции: «Финансы», «Клиенты», «Внутренние процессы», «Инфраструктура/сотрудники»; оценка экономической эффективности вуза с точки зрения конкурентных позиций вуза; оценка эффективности управления расходами вуза. Суть методологии состоит в измерении уровня достижения каждой цели, и мероприятий, обеспечивающих желаемый уровень показателя (каскадирование);четырехуровневая модель, гармонизирующая существующую систему критериев, показателей и характеристик финансово-экономической оценки деятельности вуза с учетом степени удовлетворенности участников процесса; анализ эффективности вуза в соответствии с тремя уровнями управленческой ответственности: индивидуальным, групповым и организационным; расчет оптимальных объемов постатейных расходов внебюджетных средств. Примерами методик являются система сбалансированных показателей; методика оценки предпринимательской деятельности бюджетных вузов (М.В. Ниязова); методика оценки организационной эффективности некоммерческих организаций (Дж. Л. Гибсон, Дж. Иванцевич, Дж. Х. Доннелли-мл.); модель оптимального распределения внебюджетных средств вуза (Гаджиахмедов Г.Б.).
5) Рейтингование высших учебных заведений. Целью оценки является оценка конкурентоспособности вуза. Суть методологии состоит в экспертном присвоении ранга по определенным критериям. Примером методики являются национальные рейтинги учебных заведений; рейтинги по категориям вузов; рейтинги СМИ; общественные рейтинги и др.
6) Интегральная оценка эффективности. Целью оценки является оценка конкурентоспособности вуза. Суть методологии состоит в интегрировании показателей «повышения стоимости реализованного человеческого капитала» и хозяйственной эффективности». Примером методик является методика оценки эффективности деятельности вуза (Мещерякова И.В.)
В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы: все рассмотренные методики охватывают отдельные аспекты эффективности деятельности учебного заведения; среди методик одной групповой принадлежности наблюдаются разночтения в подходах, инструментарии оценки и результирующих показателях; для проведения оценки интегральной эффективности деятельности необходимо уточнение базовых направлений, критериальных параметров и методов оценки.
Обобщающая оценка эффективности деятельности образовательной организации является комплексной и многоуровневой, она должна основываться на показателях, отражающих специфику вуза, его деятельности. В соответствие с авторским подходом, исходные показатели оценки деятельности образовательной организации необходимо объединить в группы исходя из традиционных функций университета – научно-исследовательской, образовательной и инновационной.
Предлагаемый авторами системный подход к оценке эффективности деятельности позволяет учесть современные особенности функционирования различных сфер деятельности университета. Положенный в основу реализации системного подхода метод когнитивного моделирования, основанный на вероятностных графах позволяет выставить итоговую оценку эффективности деятельности университета, определить его сильные и слабые стороны, а также перспективные направления его развития. Данный подход может базироваться не только на качественных оценках экспертов, но и на количественных показателях эффективности деятельности университета. Данный подход в силу его универсальности применим для оценки эффективности деятельности любого образовательного учреждения: института, академии, университета.
Библиографическая ссылка
Харламова Е.Е. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-1. – С. 90-91;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5809 (дата обращения: 21.11.2024).