Проведен анализ требований к преподавателю современной высшей школы в условиях информатизации образования. Рассмотрены формы использования средств информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе высшего учебного заведения. Обоснована необходимость подготовки преподавателей высших учебных заведений на кафедрах профессиональной педагогики ведущих классических, технических и педагогических вузов. Предложена модель подготовки преподавателей вузов в магистратуре педагогического направления подготовки. Рассматриваются проблемы организации обучения выпускников специалитета и магистратуры в аспирантуре по педагогическим наукам. Даются рекомендации по практической реализации разработанных предложений в российских вузах.
Переход на двухуровневое образование бакалавриат-магистратура открывает новые возможности в решении проблемы подготовки педагогических кадров для высшей школы. Ступень «магистратура» может использована для получения выпускникам различных направлений бакалавриата знаний в области профессиональной педагогики, которые могут быть закреплены в аспирантуре также по педагогическим специальностям. Этот процесс требует своего научного обоснования и целого комплекса организационных мероприятий. Рассмотрим эти вопросы более подробно.
Модернизация российской системы образования обозначила ряд проблем по поиску путей и условий повышения социальной активности и готовности каждой личности к инновационной деятельности. Только в этом случае Россия может стать на широкий инновационный путь развития.
Подготовка новых поколений, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями, не может быть достигнута без педагогических кадров нового уровня, обладающих специальными личностными качествами, способными преодолевать ситуации социальной неопределенности, умеющих выделять проблемы и принимать продуктивные решения, а главное, нести ответственность за их исполнение, разрешать споры путем диалога, вступать в сотрудничество и т. д. Для достижения инновационного характера экономики образование должно опережать в своем развитии другие виды человеческой деятельности, поэтому сегодня требуется опережающие развитие в подготовке кадров для системы высшего профессионального образования. Среди важнейших проблем, стоящих сегодня перед высшей школой, можно выделить проблему квалификации научно-педагогических кадров, вызванную снижением их социальной защищенности, сложившимся «разрывом поколений», малочисленностью или отсутствием обслуживающего персонала кафедр и т.п. [1].
За последнее время в России опубликованы нормативные документы, которые формулируют требования к современному педагогу, в том числе и к преподавателю высшей школы [2]. Этот документ предъявляет современные требования к преподавателю вуза, особенно серьезными являются требования по использованию средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе вуза. Остановимся на этом вопросе подробнее.
Актуальность использования средств ИКТ в системе высшего профессионального образования (ВПО) обусловлена рядом причин. Во–первых, ориентацией профессионального образования на подготовку специалистов, способных к успешной профессиональной деятельности в условиях глобальной информатизации общества. Во-вторых, способностью средств ИКТ активно поддерживать учебный процесс: применение средств автоматизированного обучения, электронно-образовательных ресурсов, мультимедийных технологий и интерактивных форм проведения занятий, использование современных технологий обработки информации. В этой ситуации ИКТ выступают как образовательные технологии, требующие наличия информационной культуры у профессорско-преподавательского состава и студентов. Кроме того, ИКТ широко используются для организации, управления и мониторинга учебного процесса, поддержки электронного документооборота, дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса, организации доступа к учебным базам данных, электронным библиотекам и методическим материала и т.п. [3, 4, 5].
Оставляя в стороне вопрос переподготовки и повышения квалификации работающих сегодня педагогов, мы хотели бы акцентировать внимание на подготовке будущих преподавателей. Идея двухуровневого образования бакалавриат – магистратура предоставляют нам такую возможность. Мы можем начать подготовку будущих преподавателей высшей школы еще в процессе обучения в бакалавриате, где в рамках научной работы студентов отбирать при обучении по всем направлениям, а не только будущих педагогов, студентов, имеющих склонности к научной и педагогической работе. Но при этом надо иметь в виду, что основным на этом этапе обучения является освоение предметной области. Преподавательская деятельность должна основываться на качественном освоении образовательной программы бакалавриата, только такие выпускники бакалавриата могут рассматриваться как будущие преподаватели вуза.
Развитие предлагаемых нами идей может идти через кафедры педагогического профиля, например, кафедры профессиональной педагогики, где выпускники бакалавриата и специалитета продолжат обучение по направлениям типа «Профессиональное образование», «Преподаватель высшей школы», «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» и т.п. Особенностью обучения должна стать его практическая направленность. В рамках предлагаемого подхода будет проходить интеграция деятельности кафедры профессиональной педагогики, где будут читаться лекции по теоретическим основам современной профессиональной педагогики, и профильной кафедры, магистрант не на миг не расстается со своей «родной» кафедрой, на которую ему предстоит вернуться по завершению учебы, он готовится стать не преподавателем вообще, а преподавателем конкретной кафедры, и его работа во время учебы в магистратуре в качестве лаборанта, методиста и т.п. может только приветствоваться.
Магистерская диссертация, выполняемая на последнем курсе магистратуры, должна показать наличие у выпускника компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Понятно, что прошедшие такую подготовку магистры будут востребованы и в системе среднего профессионального образования, и в профильной школе, и в органах управления образованием.
Следующим этапом становления будущего преподавателя вуза должна стать аспирантура. И здесь мы тоже предлагаем отойти от существующих традиций. Мы не отвергаем идеи учебы в аспирантуре по техническим, физико-математическим, гуманитарным и другим специальностям. Но с каждым годом все сложнее региональным вузам создавать диссертационные советы по узким специальностям, поэтому мы предлагаем магистрам педагогического направления, а, в принципе, выпускникам любой магистратуры и специалитета, продолжить обучение в педагогической аспирантуре по специальностям 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования, 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования) и т.п. Следует отметить, что членом диссертационного совета по 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования может быть профессор любой кафедры, что упрощает процедуру создания диссертационного совета. Но это одна из причин, побудивших нас предложить такой вариант подготовки педагогических кадров высшей квалификации. Главная причина – необходимость подготовки будущего преподавателя высшей школы, который хорошо знает предметную область, но при этом владеет современными педагогическими технологиями.
Само собой разумеется, что, как и в магистратуре, основное обучение будет проходить на той кафедре, в интересах которой ведется подготовка. Внедрение такого подхода позволит и профессорам профильных кафедр, на которых будут проходить подготовку магистранты и аспиранты, ознакомиться с современным состоянием педагогической науки. Кроме того, кафедры могут получить на 2-5 лет методистов, инженеров, лаборантов, ассистентов из числа обучаемых, что так же позволит решить ряд проблем.
Реализация предлагаемого подхода позволит провести интеграцию обучения по предметной области и по основам профессиональной педагогики, во время учебы в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре будущие преподаватели высшей школы сумеют получить не только глубокие теоретические знания, но и практический опыт работы в вузе. Это потребует некоторых структурных изменений, перераспределения мест в магистратуре и аспирантуре, перераспределения нагрузки и т.п. Но в этом варианте мы получим выпускников магистратуры и аспирантуры, которые к тридцатилетнему возрасту займут должности старших преподавателей и доцентов. Мы не рассматриваем вопрос, сколько из них продолжат научную работу и пойдут в докторантуру, но те, кто имеет большой опыт работы в вузе, смогут примерно оценить эти соотношения.
Библиографическая ссылка
Козлов О.А. ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ДВУХУРОВНЕВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-3. – С. 88-90;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5957 (дата обращения: 22.12.2024).