Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СОВРЕМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Шаповалов К.В. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М., 2013 г.
Высшее профессиональное  образование направлено на обеспечение «подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно - полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогического воспитания», - это требование Закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет стратегию и тактику образовательной деятельности вуза в системе непрерывного многоуровневого медицинского образования [1].

Система непрерывного многоуровневого медицинского образования в институте высшего сестринского  образования характеризуется тенденциями, важными для начала века:

- переход к высококачественному профессиональному образованию для всех;

- развитие партнерства и сотрудничества в области образования;

- гуманизация и гуманитаризация профессионального образования;

- внедрение инноваций в процесс профессионального образования с сохранением традиций отечественной культуры.

XXI  век все чаще называют веком качества. Сегодня в государстве существует совершенно четкий заказ на высшее  образование «высшей пробы».

Стратегия и тактика  определяются целью профессионального образования: подготовка профессионально компетентного специалиста, свободно ориентирующегося в современном мире и разделяющего идеалы государства и общества. Современный рынок труда, основными характеристиками которого выступают гибкость, изменчивость, высокая инновационная динамика, предъявляет новые, не артикулированные ранее требования к соискателям рабочих мест.

Сегодня работодателю необходим компетентно-профессиональный выпускник учебного заведения. Компетентностный подход реализован во многих странах на уровне национальных  образовательных стандартов. Системы профессионального образования подавляющего большинства развитых стран при всем их культурно-национальном разнообразии и специфике экономического развития объединяют две общие долгосрочные тенденции: переход к профессиональным стандартам, основанным на деятельностных результатах; системное описание квалификаций в терминах профессиональных компетенций.

Вуз в процессе образовательной деятельности  целенаправленно развивает политические и социальные компетенции; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией; компетенции, связанные с информатизацией общества; способность учиться на протяжении всей жизни.

Управление качеством образования в вузе осуществляется на основе планомерного диагностического изучения, прогнозирования и коррекции профессионального развития личности студента и процесса образования.

В учебном заведении разработана технология управления качеством образования,  включающая системные компоненты мониторинга знаний, умений и навыков студентов, определяющих их профессиональную компетентность. Каждая кафедра в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и Основными образовательными программами  по специальностям разрабатывает системный перечень компетенций по дисциплинам, овладение которыми способствует формированию профессиональной компетентности.

Работодатели в лице руководителей лечебно-профилактических учреждений, менеджеров сестринского дела на совместных с руководителями вуза  заседаниях «круглых столов» предъявляют конкретные требования к профессиональным и личностно-значимым  качествам будущих  специалистов, и в процессе всех видов практик осуществляют мониторинг становления специалиста, компетентного и конкурентного на рынке труда.    

Управление качеством образования осуществляется на основе компетентностного подхода.

Качество образования и управление данным качеством определяется на этапе планирования реализации содержания профессионального образования, осуществляемого на  основе модели качества профессиональной подготовки.

Для профессорско-преподаватель­ского состава вуза  важна ориентация на студента и его семью, заинтересованных в качественной профессиональной подготовке, а это возможно при процессно-ориентированном подходе,  предполагающем достижение качественного результата при управлении всеми видами деятельности как процессом и системой,  способствующими эффективной результативности в достижении единой цели всеми членами коллектива, постоянно улучшающими обучение, воспитание и развитие в интересах потребителя - студента.

Учебное заведение системно отрабатывает процессы, устанавливая их последовательность и взаимодействие, критерии и методы для обеспечения результативности,  как при осуществлении, так и при управлении ими; обеспечивает наличие ресурсов и информации для осуществления  этих процессов и их мониторинга, измеряющего и анализирующего процессы; предпринимает  действия, необходимые для  достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов.

Система менеджмента качества обеспечивается компетентным персоналом, состоятельным в учебной, учебно-методической, исследовательской, воспитательной деятельности; способным планировать создание продукции, процессы, связанные  с потребителем; проектировать и разрабатывать содержательные и технологические аспекты профессиональной подготовки потребителя и осуществлять  внутреннюю  самооценку образовательной деятельности, направленной на удовлетворение потребителя (студента, семьи, работодателя, общества, государства).

Профессорско-преподавательский коллектив в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего и среднего  профессионального образования целенаправленно формирует и развивает общекультурные (владение культурой мышления и логикой представления материала; стремление к саморазвитию, осознание социальной значимости будущей профессии и т.д.), профессиональные (способность выполнять сестринские манипуляции;  применять знания для оказания медицинской помощи, вести пропаганду здорового образа жизни; исследовательскую работу в области профессиональной деятельности) компетенции.

Профессиональное образование эф­фек­тивно при единстве реализации  содержания образования, научно-ис­следовательской работы и практического обучения на базе лечебного учреждения, что активизирует развитие познавательного, дивергентного и клинического мышления, связанного с формированием компетенций, чему способствуют  признание выпускных квалификаций, развитие академической мобильности, внедрение системы управления качеством образования.

На протяжении последних лет профессиональное учебное заведение  предоставляет возможность студентам стажироваться в клиниках Германии, и это способствует развитию профессионального потенциала будущего специалиста.

Научно-исследовательская работа предполагает  системную работу со студентом на протяжении всех лет обучения в высшем учебном заведении. Целенаправленная работа со студентом в процессе выполнения  им курсовой и дипломной  работы перерастает в подготовку исследовательского проекта на краевой конкурс Министерства образования и науки  администрации Краснодарского края, сопровождаемого получением медали «Гордость науки Кубани» и диплома; на следующем  этапе - это победители конкурса молодежных инновационных проектов губернатора  Краснодарского края и дипломанты  «Премии  IQ года», с присуждением первого места и получением сертификата на сумму 300 000 рублей; далее  - это лауреаты конкурса Министерства образования и науки Российской Федерации «Национальное достояние России», лауреаты конкурса  научно-исследо­ватель­ских, изобретательских и творческих работ «Юность. Наука. Культура».

Это доказательство личностно-ориентированного образования в условиях модернизации российского образования, связанного, безусловно, и с творческим потенциалом преподавателей, заинтересованных  и уверенных в неограниченности возможностей студента - исследователя - будущего специалиста и гражданина Отечества.

Системная модернизация образовательной деятельности, направленная на обеспечение высокого качества подготовки выпускников,  как важнейшего фактора обеспечения конкурентоспособности института на рынках образовательных услуг отражается в портфолио преподавателей и студентов.

Учебное заведение отрабатывает содержательные и технологические аспекты образования бакалавров и клинических психологов, востребованных в лечебно - профилактических учреждениях города и края.

Деятельностный подход, определяющий гуманизацию профессионального образования, способствует обеспечению качества обучения, воспитания и развития студентов всех специальностей и уровней.

Интеграция научной (научно - исследовательской) и образовательной деятельности в высшем образовании способствует укреплению связей с практическим здравоохранением:  особое внимание уделяется  расширению участия института в региональных программах модернизации и проектах развития современной медицины Краснодарского края.

В учебном заведении в соответствии с принципами системы менеджмента качества  (ориентация на потребителя, лидерство руководства, вовлечение персонала, процессный, системный подход, постоянное улучшение, принятие решений, основанных на фактах;  взаимовыгодные отношения с  партнерами) осуществляются инновационные подходы к управлению, основанному на ценностях, определяющих ценностное поле организации (общечеловеческие ценности, цен­ности сотрудников, ценности студентов, ценности национальной культуры, ценности потребителей); актуализирована интеграция организационных, методических, кадровых, информационных и управленческих ресурсов для осуществления многоуровневого непрерывного образования по специальностям медицинского и социально-экономичес­кого направлений в вузе.

Институт высшего сестринского образования переходит к системе управления, основанной на ценностях человека и коллектива.

Стратегическое и практическое внедрение системы ценностного управления осуществляется  при позитивной мотивации коллектива преподавателей, студентов и заказчиков (потребителей), заинтересованных не только в профессиональных, но и в личностно-значимых качествах специалиста, способного с честью и достоинством конкурировать на рынке труда, осознавать  ценность  человека, гражданина, способного служить избранному делу и Отечеству.  А это  возможно только при ценностно-ориен­тированном образовании и управлении, когда образование становится частью культуры человека. В год культуры  активизируется профессионально - образовательная деятельность коллектива по подготовке студента - профессионала - человека культуры.

Диалектически управление процессом образования развивается от управления по заданиям к управлению по операциям, далее осуществляется управление по инструкциям, на смену которому приходит управление по целям. Сегодня мы совершаем революционный переход к управлению по ценностям, требующему высокого уровня доверия, профессиональной квалификации и вовлеченности всех в стратегию организации с ее «полем смыслов» (миссия - для чего мы существуем), «полем ценностей» (ценности - что для нас важно), «полем целей» (видение - чего мы хотим), стратегия - наш стратегический план, показатели и цели; «поле действий» (цели и инициативы - что нам необходимо делать; личные цели - что я должен делать). Управление по ценностям - это осознание ценностей и приоритет данных ценностей как  смыслообразующих  факторов жизни.

На современном этапе развития института реализуются стратегически важные проблемы, тенденциозные и перспективные в профессиональном образовании:

1. Развитие и совершенствование непрерывного многоуровневого медицинского образования.

2. Повышение эффективности подготовки и переподготовки специалистов сестринского дела, обеспечивающей удовлетворение кадровых потребностей региона на основе программно-целевого планирования  совместной деятельности вуза и органов управления здравоохранением.

3. Формирование в процессе профессионального образования  высоконравственной, социально активной, духовно развитой и физически здоровой личности, способной к осуществлению профессиональной деятельности.

4. Обобщение содержательных, учебно-методических, научно-исследо­ва­тельских, воспитательных, технологических компонентов профессиональной подготовки бакалавров и клинических психологов в системе непрерывного медицинского образования.

5. Развитие корпоративной культуры профессорско-преподавательского и студенческого коллектива института, направленное на реализацию принципов социального партнерства, раскрытие творческого потенциала преподавателей, сотрудников и обучающихся, сохранение и приумножение вузовских традиций.

6. Формирование механизма управления института на ценностной основе, соответствующего целям и задачам профессионального образования в современных социально-экономических условиях.

7. Расширение практики зарубежных стажировок студентов разного уровня обучения.

8. Качественное обеспечение мониторинга эффективности  образовательной деятельности вуза, проводимой   Министерством образования и науки Российской Федерации.


Библиографическая ссылка

Шаповалов К.В. СОВРЕМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 16-19;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6005 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674