Система непрерывного многоуровневого медицинского образования в институте высшего сестринского образования характеризуется тенденциями, важными для начала века:
- переход к высококачественному профессиональному образованию для всех;
- развитие партнерства и сотрудничества в области образования;
- гуманизация и гуманитаризация профессионального образования;
- внедрение инноваций в процесс профессионального образования с сохранением традиций отечественной культуры.
XXI век все чаще называют веком качества. Сегодня в государстве существует совершенно четкий заказ на высшее образование «высшей пробы».
Стратегия и тактика определяются целью профессионального образования: подготовка профессионально компетентного специалиста, свободно ориентирующегося в современном мире и разделяющего идеалы государства и общества. Современный рынок труда, основными характеристиками которого выступают гибкость, изменчивость, высокая инновационная динамика, предъявляет новые, не артикулированные ранее требования к соискателям рабочих мест.
Сегодня работодателю необходим компетентно-профессиональный выпускник учебного заведения. Компетентностный подход реализован во многих странах на уровне национальных образовательных стандартов. Системы профессионального образования подавляющего большинства развитых стран при всем их культурно-национальном разнообразии и специфике экономического развития объединяют две общие долгосрочные тенденции: переход к профессиональным стандартам, основанным на деятельностных результатах; системное описание квалификаций в терминах профессиональных компетенций.
Вуз в процессе образовательной деятельности целенаправленно развивает политические и социальные компетенции; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией; компетенции, связанные с информатизацией общества; способность учиться на протяжении всей жизни.
Управление качеством образования в вузе осуществляется на основе планомерного диагностического изучения, прогнозирования и коррекции профессионального развития личности студента и процесса образования.
В учебном заведении разработана технология управления качеством образования, включающая системные компоненты мониторинга знаний, умений и навыков студентов, определяющих их профессиональную компетентность. Каждая кафедра в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и Основными образовательными программами по специальностям разрабатывает системный перечень компетенций по дисциплинам, овладение которыми способствует формированию профессиональной компетентности.
Работодатели в лице руководителей лечебно-профилактических учреждений, менеджеров сестринского дела на совместных с руководителями вуза заседаниях «круглых столов» предъявляют конкретные требования к профессиональным и личностно-значимым качествам будущих специалистов, и в процессе всех видов практик осуществляют мониторинг становления специалиста, компетентного и конкурентного на рынке труда.
Управление качеством образования осуществляется на основе компетентностного подхода.
Качество образования и управление данным качеством определяется на этапе планирования реализации содержания профессионального образования, осуществляемого на основе модели качества профессиональной подготовки.
Для профессорско-преподавательского состава вуза важна ориентация на студента и его семью, заинтересованных в качественной профессиональной подготовке, а это возможно при процессно-ориентированном подходе, предполагающем достижение качественного результата при управлении всеми видами деятельности как процессом и системой, способствующими эффективной результативности в достижении единой цели всеми членами коллектива, постоянно улучшающими обучение, воспитание и развитие в интересах потребителя - студента.
Учебное заведение системно отрабатывает процессы, устанавливая их последовательность и взаимодействие, критерии и методы для обеспечения результативности, как при осуществлении, так и при управлении ими; обеспечивает наличие ресурсов и информации для осуществления этих процессов и их мониторинга, измеряющего и анализирующего процессы; предпринимает действия, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов.
Система менеджмента качества обеспечивается компетентным персоналом, состоятельным в учебной, учебно-методической, исследовательской, воспитательной деятельности; способным планировать создание продукции, процессы, связанные с потребителем; проектировать и разрабатывать содержательные и технологические аспекты профессиональной подготовки потребителя и осуществлять внутреннюю самооценку образовательной деятельности, направленной на удовлетворение потребителя (студента, семьи, работодателя, общества, государства).
Профессорско-преподавательский коллектив в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего и среднего профессионального образования целенаправленно формирует и развивает общекультурные (владение культурой мышления и логикой представления материала; стремление к саморазвитию, осознание социальной значимости будущей профессии и т.д.), профессиональные (способность выполнять сестринские манипуляции; применять знания для оказания медицинской помощи, вести пропаганду здорового образа жизни; исследовательскую работу в области профессиональной деятельности) компетенции.
Профессиональное образование эффективно при единстве реализации содержания образования, научно-исследовательской работы и практического обучения на базе лечебного учреждения, что активизирует развитие познавательного, дивергентного и клинического мышления, связанного с формированием компетенций, чему способствуют признание выпускных квалификаций, развитие академической мобильности, внедрение системы управления качеством образования.
На протяжении последних лет профессиональное учебное заведение предоставляет возможность студентам стажироваться в клиниках Германии, и это способствует развитию профессионального потенциала будущего специалиста.
Научно-исследовательская работа предполагает системную работу со студентом на протяжении всех лет обучения в высшем учебном заведении. Целенаправленная работа со студентом в процессе выполнения им курсовой и дипломной работы перерастает в подготовку исследовательского проекта на краевой конкурс Министерства образования и науки администрации Краснодарского края, сопровождаемого получением медали «Гордость науки Кубани» и диплома; на следующем этапе - это победители конкурса молодежных инновационных проектов губернатора Краснодарского края и дипломанты «Премии IQ года», с присуждением первого места и получением сертификата на сумму 300 000 рублей; далее - это лауреаты конкурса Министерства образования и науки Российской Федерации «Национальное достояние России», лауреаты конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ «Юность. Наука. Культура».
Это доказательство личностно-ориентированного образования в условиях модернизации российского образования, связанного, безусловно, и с творческим потенциалом преподавателей, заинтересованных и уверенных в неограниченности возможностей студента - исследователя - будущего специалиста и гражданина Отечества.
Системная модернизация образовательной деятельности, направленная на обеспечение высокого качества подготовки выпускников, как важнейшего фактора обеспечения конкурентоспособности института на рынках образовательных услуг отражается в портфолио преподавателей и студентов.
Учебное заведение отрабатывает содержательные и технологические аспекты образования бакалавров и клинических психологов, востребованных в лечебно - профилактических учреждениях города и края.
Деятельностный подход, определяющий гуманизацию профессионального образования, способствует обеспечению качества обучения, воспитания и развития студентов всех специальностей и уровней.
Интеграция научной (научно - исследовательской) и образовательной деятельности в высшем образовании способствует укреплению связей с практическим здравоохранением: особое внимание уделяется расширению участия института в региональных программах модернизации и проектах развития современной медицины Краснодарского края.
В учебном заведении в соответствии с принципами системы менеджмента качества (ориентация на потребителя, лидерство руководства, вовлечение персонала, процессный, системный подход, постоянное улучшение, принятие решений, основанных на фактах; взаимовыгодные отношения с партнерами) осуществляются инновационные подходы к управлению, основанному на ценностях, определяющих ценностное поле организации (общечеловеческие ценности, ценности сотрудников, ценности студентов, ценности национальной культуры, ценности потребителей); актуализирована интеграция организационных, методических, кадровых, информационных и управленческих ресурсов для осуществления многоуровневого непрерывного образования по специальностям медицинского и социально-экономического направлений в вузе.
Институт высшего сестринского образования переходит к системе управления, основанной на ценностях человека и коллектива.
Стратегическое и практическое внедрение системы ценностного управления осуществляется при позитивной мотивации коллектива преподавателей, студентов и заказчиков (потребителей), заинтересованных не только в профессиональных, но и в личностно-значимых качествах специалиста, способного с честью и достоинством конкурировать на рынке труда, осознавать ценность человека, гражданина, способного служить избранному делу и Отечеству. А это возможно только при ценностно-ориентированном образовании и управлении, когда образование становится частью культуры человека. В год культуры активизируется профессионально - образовательная деятельность коллектива по подготовке студента - профессионала - человека культуры.
Диалектически управление процессом образования развивается от управления по заданиям к управлению по операциям, далее осуществляется управление по инструкциям, на смену которому приходит управление по целям. Сегодня мы совершаем революционный переход к управлению по ценностям, требующему высокого уровня доверия, профессиональной квалификации и вовлеченности всех в стратегию организации с ее «полем смыслов» (миссия - для чего мы существуем), «полем ценностей» (ценности - что для нас важно), «полем целей» (видение - чего мы хотим), стратегия - наш стратегический план, показатели и цели; «поле действий» (цели и инициативы - что нам необходимо делать; личные цели - что я должен делать). Управление по ценностям - это осознание ценностей и приоритет данных ценностей как смыслообразующих факторов жизни.
На современном этапе развития института реализуются стратегически важные проблемы, тенденциозные и перспективные в профессиональном образовании:
1. Развитие и совершенствование непрерывного многоуровневого медицинского образования.
2. Повышение эффективности подготовки и переподготовки специалистов сестринского дела, обеспечивающей удовлетворение кадровых потребностей региона на основе программно-целевого планирования совместной деятельности вуза и органов управления здравоохранением.
3. Формирование в процессе профессионального образования высоконравственной, социально активной, духовно развитой и физически здоровой личности, способной к осуществлению профессиональной деятельности.
4. Обобщение содержательных, учебно-методических, научно-исследовательских, воспитательных, технологических компонентов профессиональной подготовки бакалавров и клинических психологов в системе непрерывного медицинского образования.
5. Развитие корпоративной культуры профессорско-преподавательского и студенческого коллектива института, направленное на реализацию принципов социального партнерства, раскрытие творческого потенциала преподавателей, сотрудников и обучающихся, сохранение и приумножение вузовских традиций.
6. Формирование механизма управления института на ценностной основе, соответствующего целям и задачам профессионального образования в современных социально-экономических условиях.
7. Расширение практики зарубежных стажировок студентов разного уровня обучения.
8. Качественное обеспечение мониторинга эффективности образовательной деятельности вуза, проводимой Министерством образования и науки Российской Федерации.
Библиографическая ссылка
Шаповалов К.В. СОВРЕМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 16-19;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6005 (дата обращения: 21.11.2024).