Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Алексеева Е.Б. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Аванесьянц, Э.М., Рукавишникова Е.Е. Психология и сестринский процесс. - М., 2002.
2. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика: Учебн. для вузов. – СПб., 2000.
3. Волков, В.Н. Медицинская психология, деонтология и этика –М., 2008.
4. Двойников, С.И., Карасева, Л.А. Теория сестринского дела. – М., 2009.
5. Деонтология в медицине. // Под ред. Б. В. Петровского. - М., 2006.
6. Киргуев, П.Д. Деонтологические и биоэтические основы современной медицины. – Краснодар, 2001.
7. Фатальникова, Е.В. Профессиональная этика. – Краснодар, 2011.
8. Фаулер, М. Этика и сестринское дело. - М., 2009.
9. Харди, И. Врач, сестра, больной. – Будапешт: Изд-во психология работы с больными Академии наук Венгрии, 2008.
10. Харина, В.Г. Этические аспекты в сестринском деле. - М., 2000.

Исследователи проблем нравственно-этической культуры отмечают, что она возникла в глубокой древности, как и сама медицина. Пять общественно-экономических формаций сменяли друг друга, но медицинская деятельность оставалась. Она получила характер постоянной борьбы с потерей здоровья, за его восстановление, за познание научных основ медицинской деятельности для достижения наибольших успехов в борьбе за здоровье людей.

Нравственно-этическая культура - это совокупность нравственных и этических норм, требований, правил поведения, которые необходимо соблюдать врачам, медсестрам для повышения эффективности их деятельности.

Профессиональная этика формируется на основе характерных обязанностей и функций профессий или характерных ситуаций, в которых оказываются отдельные люди в сфере влияния этих функций.

Медицинская этика - это часть общей этики, рассматривающая вопросы нравственности медицинских работников, взаимоотношения медицинского работника с больными, родственниками, с коллегами по работе, их поведения в семье, в коллективе, в обществе.

Общеврачебные, общемедицинские требования морали и нормы поведения вырабатывались на протяжении всей истории медицины. Категории морального, профессионального долга, чести, совести, достоинства, бескорыстия, взаимоуважения, медицинской тайны, медицинских ошибок и ответственности за них и многие другие рассматривались и регламентировались по-разному в различных общественно-политических условиях. С древнейших времен профессия медицинского работника признавалась самой гуманной, а к нему предъявлялись высокие моральные качества. Так, в древнеиндийской «Науке о жизни» («Аюрведа») врачу предписывалось, чтобы он не только много лет учился, получал «знания из уст учителя», но и воспитывал в себе определенные свойства ума и характера, нормы поведения: «Идя к пациенту, успокой свои мысли и чувства, будь добр и человечен и не ищи в своем труде награды. Будь скромен в жизни и в поведении, не выставляй напоказ своих знаний и не подчеркивай, что другие знают меньше тебя. Если ты сомневаешься в чем-либо, дружелюбно обратись к другим врачам и попроси у них совета» [3].

Нравственно-этическая культура охватывает как общие принципы организации процесса лечения, организации работы лечебно-профилактического учреждения, так и частные, относящиеся к отдельным лечебно-профилактическим, и научно-исследовательским клиническим учреждениям разного профиля, а также к отдельным специальностям.

Развитие медицинской науки и научно-технический прогресс в медицине, способствующие оснащению медицинских учреждений современными и весьма сложными диагностическими и лечебными приборами и аппаратами, предъявляют к медицинским сестрам высокие требования.

Медицинские сестры стали активными участниками лечебно-диаг­ности­ческого процесса, выступая в роли первых помощников врача. Они разделяют с врачами всю тяжесть труда у постели больного, непосредственно обеспечивая лечение, уход и постоянное наблюдение за больными, находясь подчас круглосуточно рядом с пациентами. Очевидно, что справиться со все возрастающим объемом высококвалифицированной работы может только медицинская сестра, имеющая основательную профессиональную подготовку, достаточный практический опыт и высокие нравственные качества. [1,6,8]

Другими словами, для работы медицинской сестры сейчас уже недостаточно узкого, даже самого совершенного профессионализма, нужна и хорошая этико-деонтологическая подготовка.

Нравственная культура как сложное интегральное явление характеризует лич­ность медицинской сестры, степень овладения ею педагогическим опытом, накопленным в обществе, и реализации его в своей повседневной профессиональной деятельности. Анализ данного явления показывает его сложность по содержанию, включающую внутреннюю и внешнюю составляющие в виде личного педагогического опыта и индивидуального стиля педагогической деятельности. Центром нравственной культуры  выступает собственно личность с ее индивидуальностью и неповторимостью, которая формирует соответствующую технику педагогической деятельности.

На формирование и развитие нравственной культуры медицинской сестры высокую роль оказывает этика.

Реализация этических начал в медицине включает: информирование пациента о его правах; о состоянии его здоровья; гуманное отношение к пациенту; уважение человеческого достоинства пациента; недопущение морального и физического ущерба пациенту (не навреди); уважение права пациента на проведение медицинского вмешательства или отказа от него; уважение автономии пациента; уважение права пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь; проявление бережного отношения к умирающему больному (дистрибутивная справедливость) хранение профессиональной тайны; поддержание на высоком уровне своей профессиональной компетентности; защиту пациента от некомпетентного медицинского вмешательства; поддержание уважения к своей профессии; уважительное отношение к своим коллегам; участие в медико-санитарном просвещении населения.

Теоретическое исследование проблемы показало, что нравственная культура медицинской сестры ЛУ необходима для соблюдения таких качеств как взаимоотношение членов коллектива, правильное выполнение медицинских манипуляций, правильная организация рабочего труда младшего и среднего медицинского персонала; чем выше профессиональный уровень медицинской сестры, тем больше она востребована.

Эмпирическое исследование показало единодушное отношение респондентов к ценностям, которые определяют личностные и профессиональные качества человека. А также показало, что респонденты имеют хорошую адаптивность, а некоторым необходимо развивать коммуникативную культуру.

Исследование социально-психоло­ги­ческой адаптации по методике К. Роджерса и Р. Даймонда показало хорошую адаптивность 90% респондентов (27 чел.), умеющих сообразно собственной культуре взаимодействия, справедливо и критично относиться к собственной персоне, принимать себя такими, какие они есть, уметь себя контролировать и независимо от выполнения функциональных обязанностей испытывать эмоциональный комфорт. 10% (3 чел.) показали дезадаптивность.

Исследование по выявлению ценностных ориентаций показало единодушное отношение респондентов к ценностям, которые определяют личностные и профессиональные качества человека (100%).

Изучение реальной структуры ценностных ориентаций медицинских сестер по методике С.С. Бубновой показало, что на первом месте у большинства опрашиваемых респондентов находится такая ценность как «здоровье» (5,8 баллов), на втором - «любовь» (5,6 баллов), и, наконец, на третьем месте находится «высокое материальное благосостояние» (5,1 балл). Такой выбор мы объясняем, тем, что только здоровая медицинская сестра в состоянии полноценно трудиться, учить­ся и самосовершенствоваться.


Библиографическая ссылка

Алексеева Е.Б. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 22-25;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6007 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674