Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СГУЩЕНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ СРЕДСТВАМИ ЛОГИКО-ГРАФИЧЕСКОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ

Брескина А.В. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1.Гримак Л.П. Общение с собой: начала психологии активности. –М.: Политиздат, 1991. –320 с.
2.Психология. Словарь / Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд. -М.: Политиздат, 1990. –494 с.
3.Спинжар Н.Ф. Профессиональная подготовка специалиста культуры в условиях реформирования высшей школы // Юридическое образование и наука, 2005. –№ 3. –С. 15 –26.
4.Хухлаева О.В. Особенности психологического здоровья современных студентов // Педагогическое образование и наука, 2001. –№ 2. –С. 37 –41.
5. Грушевский С.П.,Остапенко А.А. Сгущение учебной информации в профессиональном образовании. - Краснодар: ФГБОУ ВПО КГУ, 2012, 188с.
6. Егидес А., Егидес Е. Лабиринты мышления. - М.:Аст-пресс книга, 2006,-320с.

Профессиональная подготовка специалиста творческой профессии отражает общие тенденции продолжающихся реформ в образовании. Ведущим направлением реорганизации деятельности учреждений высшего образования является совершенствование организации учебного процесса.

Данное направление несет в себе существенные изменения сложившихся подходов к процессу формирования профессиональной зрелости специалистов творческой профессии, которым предстоит решать проблемы современной социально-культурной практики.

В настоящее время идет разработка подходов к улучшению качества обучения и поиск оптимальных моделей профессионального образования.

Известно, что лишних или неважных предметов в программе профессиональной подготовки нет, есть та сумма совокупного знания, которая позволит будущему специалисту увидеть перспективы и оптимальные пути развития, как в личностном, так и в профессиональном плане.

Центральным вопросом данной работы является проблема повышения эффективности познавательных процессов с учетом баланса высоких результатов обучения, удовлетворяющих требованиям вуза, Федеральных образовательных стандартов затрачиваемых трудовых ресурсов, учебного времени и способов и средств обучения.

Рассматриваемый метод сгущения информации предназначен для роста показателя интенсивности обучения пос- редством увеличения объема передаваемой информации в единицу учебного времени без ущерба для физического и психического состояния обучаемых, содействия максимального развития способностей и профессиональных навыков студентов.

Выражаясь математически, необходимо увеличить насыщенность (плотность) (ρ) учебного времени (учебное t) объемом учебных знаний (Vзнаний), что можно выразить формулой:

ρ=V знаний /учебное t

Проблему интенсификации можно сформулировать двояко: как за прежнее время учить большему или как учить тому же за меньшее время? [5]

Известно, что для человека главными путями восприятия информации являются акустический и визуальный каналы.

Ключевая идея метода сгущения информации состоит в большей загрузке визуального канала, стимуляции существующих когнитивных способностей и раскрытию новых познавательных возможностей студентов посредством использования логико-графического структурирования учебной информации.

Суть логико-графического структурирования заключается в психологически грамотной переработке текстов в схемы. Именно это дает существенный прирост глубины и широты знаний, именно это будет инструментарием продуктивного творческого мышления, именно это даст основу для хорошего запоминания и воспроизведения сложных мыслительных конструкций.

Перейдем непосредственно к описанию метода. Обычно мысль передается устной и письменной речью, обрисовывающей понятия сочетаниями слов. Эти понятия в процессе мышления фигурируют в соотношении друг с другом. В науке часто прибегают не только к словесному, но и к графическому отображению связей между понятиями.

Всем известно использование схем для реализации принципа наглядности. При изложении устного материала схемы могут использоваться в виде таблиц или слайдов.

0

Составление схемы - искусство. Причем каждый автор изобретает свой способ. Однако при составлении схем преподаватели учитывают не все психологические закономерности, в том числе закономерности восприятия.

Правильно выполненная схематизация учебного материала отражает логику изучаемого вопроса и отображается графически, с помощью рисунка.

В тексте соотношения понятий обрисовываются словами, но нет зрительно схватываемой структуры. В схеме такая структура всегда прослеживается.

Рассмотрим пример из Теории статистики. Как соотносятся между собой понятия относительных величин (индексов), предназначенных для характеристики и анализа изменений явлений во времени и пространстве? Теорией статистики разработаны индивидуальные, сводные, динамические, агрегатные, плановые, средние из индивидуальных, территориальные индексы, а также индексы количественных и качественных показателей.

Как принято в логике, возьмем каждое из этих понятий в скругленный прямоугольник, сделаем из них фигуры-понятия.

Соотношения приведенных понятий можно выразить многословным текстом. Все индексы делятся на индивидуальные, сводные и территориальные. Сводные индексы делятся на агрегатные и средние их индивидуальных. Индивидуальные индексы могут быть динамическими и плановыми. Индивидуальные индексы могут быть количественными и качественными в зависимости от природы исследуемого явления. Территориальные индексы строятся для анализа качественных и количественных изменений.

Для сравнения рассмотрим логико-графическую схему классификации индексов, как разновидности относительных величин. В схеме, приведенной на Рис.2, четко отображены объем и содержание понятия "индексы", зрительно прослеживается их структура.

0

Метод сгущения информации посредством построения логико-графических схем применялся мною на протяжении шести лет в ходе преподавания ряда дисциплин студентам различных факультетов КИМПиМ в процессе их профессиональной подготовки с 1-го по 5-й курс. Итого 12 групп приблизительно по 20 человек. Эта и другая работа была оценена руководством КИМПиМ.

Элементы данного метода успешно применялись студентами МАОУ ВПО «КММИВСО», факультета СПО в их самостоятельной и научной работе при подготовке докладов на студенческих конференциях

Одним из способов решения проблемы интенсификации учебного процесса является интенсификации усвоения знаний через их подачу в виде логико-графических опор, созданных на основе процесса сгущения учебных знаний.

Очевидно, что логико-графическая схема - удобный вид дидактической наглядности. Наличие подобного вида наглядности обеспечивает классическое положение дидактики о том, что «целое изучается раньше частей». Кроме того, наличие подобной наглядности обеспечивает восхождение от общего к частному, что есть обязательное условие нормального развития интеллекта.

Приемы перевода учебных текстов в логико-графические структуры (схемы) помогут преподавателю обеспечить глубину и одновременно легкость преподнесения учащимся сложного учебного материала, прояснить связи между понятиями, сделать их более точными, менее противоречивыми.


Библиографическая ссылка

Брескина А.В. СГУЩЕНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ СРЕДСТВАМИ ЛОГИКО-ГРАФИЧЕСКОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 89-92;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6030 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674