Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Литвинова В.В. 1 Бочкарева В.И. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Замараев В.А. Технология обучения анатомии в вузах: учебное пособие / В. А. Замараев.- Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос.акад. физ. культуры, 2007. - 622 с. : ил.
2. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Высшее образование, 2007. - 430 с. - (Основы наук).
3. Среднее профессиональное образование. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно – методическому журналу «СПО» - №4, 2012г. М.
4. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. -М: Знание, 2011.- 128с.
5. Попков В. А, Коржуев А. В. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы: Книга для начинающего преподавателя вуза, аспиранта, магистра педагогического института, студента классического университета. -М.: Изд-во МГУ, 2010. -184 с.
Среди основных причин использования новых педагогических технологий на учебных занятиях в медицинском институте высшего сестринского образования можно выделить следующие:
  • необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучающихся;
  • осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;
  • возможность проектирования учеб­­ного процесса, организационных форм взаимодействия обучаемых и педагога, обеспечивающих гарантированные результаты обучения будущих медицинских работников.

Использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие обучающихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведения оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эффективного использования учебного времени. При подготовке медицинских работников среднего звена в основу планирования и внедрения в педагогическую практику инновационной модели организации учебного процесса по анатомии и физиологии человека мы взяли метод обучения, который бы развивал навыки работы в команде, толерантность, умение обращаться за советом, помощью, а также помогал приобретать профессиональные навыки, проводить саморефлексию, осваивать как профессиональные, так и общие компетенции.

Известно, что успешность в формировании самостоятельности во многом зависит от методов и средств обучения (дидактических средств), используемых преподавателем в учебном процессе. Являясь частью педагогической системы, средства обучения выполняют в ней определенные функции, способствующие достижению поставленных целей обучения.

Приоритетным направлением в нашем вузе, как социально-педагогической системы, является обучение студентов самостоятельно приобретать знания, а также формирование умения использовать их на практике в изменяющихся условиях. Т. е. «превращение человека из объекта управления (обучения и воспитания) в субъект управления (обучения и воспитания), формирование у него самостоятельности и способности к самоуправлению (самообразованию, самовоспитанию, самореализации)».

На кафедре естественнонаучных и фундаментальных дисциплин мы используем модель организации учебного процесса дисциплины «Анатомия и физиология человека» на основе дидактического конструирования. При этом, главная роль отводится инновации технологии - содержанию, формам, средствам и методам как ведущего системообразующего компонента педагогической системы, определяющего ее внутренние качества - конкретные условия функционирования и заданный на перспективу педагогический результат.

Дидактический комплекс предоставляет преподавателям и студентам теоретико-методические нормативные научные материалы организации процессов обучения и самообучения студентов. При этом обучаемые с учетом требований педагогики имеют творческую педагогическую возможность самостоятельно планировать процесс обучения, самостоятельно осуществлять его контроль и вносить коррективы.

0

Структурная организация дидактического комплекса

В рамках учебного процесса это позволяет в полном объеме выполнить образовательные функции, обеспечивая мотивацию обучения, предоставление обучаемым предметной информации, методологии обучения, контроля, коррекции и самооценки полученных знаний.

Понятийный аппарат структурных элементов дидактического комплекса включает в себя:

• Теоретический блок: представлен теоретическими предметными основами, которые содержат фундаментальные базовые основы анатомии и физиологии человека, а также вариативную современную прогностическую научную информацию.

• Практический блок (дидактический аппарат процесса обучения): представлен методическими указаниями по самостоятельной работе студентов - обеспечивают познание учебного материала студентами на репродуктивном уровне; ситуационными задачами - проблемный уровень познания; ситуационно-ролевыми играми - эвристический уровень познания; учебно-иссле­дова­тельской работой студентов - обеспечивает исследовательский уровень познания анатомии.

В рамках дидактического планирования образовательного процесса обучаемых используются следующие структурные элементы дидактического комплекса: теоретический блок, методические указания по самостоятельной работе студентов, контрольно-корректирующий блок, самооценка знаний. Гносеологическая модель обеспечивается использованием всех структурных элементов комплекса.

Дидактическое конструирование учеб­ного процесса по анатомии и физиологии человека в медицинском институте высшего сестринского образования предоставляет возможность преподавателям и студентам, как полноправным субъектам образовательного процесса с учетом конкретной дидактической ситуации, личностных особенностей и профессиональных целей обучения, конструировать не только различные модели образовательного процесса и уровни познания учебного материала, но и сам процесс обучения.

0

Процесс обучения

Процесс самообучения

Схема процесса обучения и самообучения студентов анатомии и физиологии человека.

Адаптация общедидактических принципов к конкретной дидактической ситуации - процесс обучения анатомии и физиологии человека студентов медицинского института высшего сестринского образования; конкретным дидактическим задачам - совершенствование личностно-развивающей самообразовательной творческой деятельности учащихся; конкретным дидактическим целям обучения - совершенствование профессиональной подготовки студентов - медиков, позволила внедрить в педагогическую практику дидактическое конструирование, делающее процесс обучения для студентов более сознательным, управляемым, эффективным.


Библиографическая ссылка

Литвинова В.В., Бочкарева В.И. СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 170-173;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6062 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674