- необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучающихся;
- осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;
- возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия обучаемых и педагога, обеспечивающих гарантированные результаты обучения будущих медицинских работников.
Использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие обучающихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведения оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эффективного использования учебного времени. При подготовке медицинских работников среднего звена в основу планирования и внедрения в педагогическую практику инновационной модели организации учебного процесса по анатомии и физиологии человека мы взяли метод обучения, который бы развивал навыки работы в команде, толерантность, умение обращаться за советом, помощью, а также помогал приобретать профессиональные навыки, проводить саморефлексию, осваивать как профессиональные, так и общие компетенции.
Известно, что успешность в формировании самостоятельности во многом зависит от методов и средств обучения (дидактических средств), используемых преподавателем в учебном процессе. Являясь частью педагогической системы, средства обучения выполняют в ней определенные функции, способствующие достижению поставленных целей обучения.
Приоритетным направлением в нашем вузе, как социально-педагогической системы, является обучение студентов самостоятельно приобретать знания, а также формирование умения использовать их на практике в изменяющихся условиях. Т. е. «превращение человека из объекта управления (обучения и воспитания) в субъект управления (обучения и воспитания), формирование у него самостоятельности и способности к самоуправлению (самообразованию, самовоспитанию, самореализации)».
На кафедре естественнонаучных и фундаментальных дисциплин мы используем модель организации учебного процесса дисциплины «Анатомия и физиология человека» на основе дидактического конструирования. При этом, главная роль отводится инновации технологии - содержанию, формам, средствам и методам как ведущего системообразующего компонента педагогической системы, определяющего ее внутренние качества - конкретные условия функционирования и заданный на перспективу педагогический результат.
Дидактический комплекс предоставляет преподавателям и студентам теоретико-методические нормативные научные материалы организации процессов обучения и самообучения студентов. При этом обучаемые с учетом требований педагогики имеют творческую педагогическую возможность самостоятельно планировать процесс обучения, самостоятельно осуществлять его контроль и вносить коррективы.
Структурная организация дидактического комплекса
В рамках учебного процесса это позволяет в полном объеме выполнить образовательные функции, обеспечивая мотивацию обучения, предоставление обучаемым предметной информации, методологии обучения, контроля, коррекции и самооценки полученных знаний.
Понятийный аппарат структурных элементов дидактического комплекса включает в себя:
• Теоретический блок: представлен теоретическими предметными основами, которые содержат фундаментальные базовые основы анатомии и физиологии человека, а также вариативную современную прогностическую научную информацию.
• Практический блок (дидактический аппарат процесса обучения): представлен методическими указаниями по самостоятельной работе студентов - обеспечивают познание учебного материала студентами на репродуктивном уровне; ситуационными задачами - проблемный уровень познания; ситуационно-ролевыми играми - эвристический уровень познания; учебно-исследовательской работой студентов - обеспечивает исследовательский уровень познания анатомии.
В рамках дидактического планирования образовательного процесса обучаемых используются следующие структурные элементы дидактического комплекса: теоретический блок, методические указания по самостоятельной работе студентов, контрольно-корректирующий блок, самооценка знаний. Гносеологическая модель обеспечивается использованием всех структурных элементов комплекса.
Дидактическое конструирование учебного процесса по анатомии и физиологии человека в медицинском институте высшего сестринского образования предоставляет возможность преподавателям и студентам, как полноправным субъектам образовательного процесса с учетом конкретной дидактической ситуации, личностных особенностей и профессиональных целей обучения, конструировать не только различные модели образовательного процесса и уровни познания учебного материала, но и сам процесс обучения.
Процесс обучения
Процесс самообучения
Схема процесса обучения и самообучения студентов анатомии и физиологии человека.
Адаптация общедидактических принципов к конкретной дидактической ситуации - процесс обучения анатомии и физиологии человека студентов медицинского института высшего сестринского образования; конкретным дидактическим задачам - совершенствование личностно-развивающей самообразовательной творческой деятельности учащихся; конкретным дидактическим целям обучения - совершенствование профессиональной подготовки студентов - медиков, позволила внедрить в педагогическую практику дидактическое конструирование, делающее процесс обучения для студентов более сознательным, управляемым, эффективным.
Библиографическая ссылка
Литвинова В.В., Бочкарева В.И. СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 170-173;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6062 (дата обращения: 21.11.2024).