Важнейшим социальным требованием к высшим учебным заведениям является ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы профессиональных знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.Для системы образования на передний план выходит проблема учебной адаптации студентов, одной из разновидностей социальной адаптации. От успешности учебной адаптации на младших курсах вуза во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста [4].
Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Начало занятий и устройство быта означает включение студента в сложную систему адаптации. В процессе образования происходит формирование жизненной позиции человека, осуществляется её самореализация, самоуважение и самоутверждение. В контексте рассматриваемой проблемы вуз играет двоякую роль [3].
С одной стороны высшая школа представляет собой особую социально-психологическую среду, попадая в которую, абитуриент вынужден расстаться с привычными для него реалиями и привыкать к новым условиям. Адаптация студента - процесс приобщения студента к условиям вузовского образовательного процесса, врезультате чего он становится субъектом новых видов деятельности и отношений и, следовательно, приобретает возможности оптимального выполнения своих функций. Это приобщение студента к новым видам деятельности [2].
В ее основе лежат противоречия между требованиями, предъявляемыми условияминовой среды и готовность личности к ним на основе предшествующего опыта. Разрешение данных противоречий путем перестройки деятельности и поведенияличности, а также регулирующего влияния объективных факторов обусловливаетдинамику процесса обучения, показателями которой выступают качественные измененияв структуре личности и моделях ее поведения в новой ситуации. Речь идет оприспособлении студента к условиям учебного процесса и окружения «без ощущениявнутреннего дискомфорта и без конфликта со средой». Профессиональная адаптация студента представляет собой вхождение в профессию, овладение ценностями и нормами будущей профессиональнойдеятельности [1].
Одним из значимых перемен в подростковый период выступает преобразование социализации. Преобладающее влияние семьи в этом возрасте постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Ведущие позиции начинают занимать интимно-личностное общение со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди них [5].
Исследование проводилось на базе КММИВСО, в нем учувствовали студенты первого курса ФВПО в возрасте 17-18 лет (первая группа респондентов в количестве 20 человек) и третьего курса ФВПО в возрасте 20 лет (вторая группа респондентов в количестве 20 человек).
Исследование включало в себя анкетирование на предмет выявления степени адаптации в коллективе, с этой целью была создана анкета «Я в коллективе», включающая 5 вопросов обращенных к респондентам, а также тестирование по опроснику исследования тревожности, конфликтности, агрессивности у старших подростков и юношей Ч.Д. Спилберга. В результате проведенного анкетирования первой группы респондентов у 52 % выявлена низкая степень адаптации, а у второй группы респондентов у 64 % выявлена высокая степень адаптации.
По опроснику Ч.Д.Спилберга в первой группе испытуемых обнаружен высокий уровень тревожности у 61 %, агрессивное поведение у 30 % , склонность к конфликтам у 41%. А во второй группе высокий уровень тревожности у 16%, агрессивное поведение у 8 %, склонность к конфликтам у 24%.
Адаптация студентов к учебному процессу заканчивается в начале 2-го курса. Успешно сданная первая сессия позволяет предположить, что этап адаптации у первокурсников прошел успешно. Исследователи констатируют наличие многофакторной детерминированности процесса адаптации и то, что на разных этапах обучения он определяется структурной перестройкой психологических факторов, его обуславливающих. Для оптимизации процесса адаптации студентов руководителям подразделений, преподавателям желательно проявить интерес к:
изучению личностных особенностей первокурсников;выявление трудностей адаптационного периода и особенностей «вхождения» обучающихся в студенческую жизнь; подготовке на основе данных исследований рекомендаций для кураторов и преподавателей, работающих со студентами первых курсов, направленных на оптимизацию адаптационного периода;разработке и постоянному совершенствованию тематических образовательных программ для студентов первых курсов; организации и проведению цикла практических занятий со студенческими активами и старостами первых курсов, направленных на повышение уровня осознания трудностей адаптационного периода, освоение способов их преодоления и развитие навыков конструктивного общения.
Библиографическая ссылка
Салалыкина Е.В., Калинина В.А., Ананич В.А. ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 287-289;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6100 (дата обращения: 21.11.2024).