В настоящее время знание фактов и закономерностей психологического развития в детстве, юности, зрелости и старости, возрастных задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем, предсказуемых кризисов развития и способов выхода из них необходимо современному медицинскому работнику. Значение возрастной психологии весомо в теоретическом плане. Изучение психологии ребенка – ключ к пониманию психологии взрослого человека. Л.С. Выготский отводил детской психологии фундаментальную роль в решении задачи создания «новой» психологии, подчеркивая, что «единственно правильный путь – идти в изучении психики от ребенка к взрослому». Практическое значение возрастной психологии связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя, которое будет интересно и необходимо психологам, педагогам, врачам, социальным работникам и работникам культуры. Такой материал представлен в учебно-методическом пособии Л.А. Костиной, Т.В. Тараскиной «Основы возрастной психологии», где освещены основные проблемы возрастной психологии, раскрыты темы, изучение которых позволит сформировать представление о процессе развития, его особенностях. Учебно-методическое пособие включает в себя 13 глав.
Следует отметить удобную логическую последовательность изложения в учебно-методическом пособии, где не просто собраны статьи и описания теорий разных авторов, а происходит плавный переход, начиная с биогенетического принципа и заканчивая отечественными теориями. При этом читателя плавно вводят в изучение материала, разбирая в первой главе основные понятия, предмет, задачи и методы возрастной психологии, знакомят с методологическими, методическими и понятийными основами, а также подробно излагают основные проблемы данной отрасли психологической науки. Данная, по сути, вводная глава является важной, так как уже начинает формироваться структура понимания материала.
Понятие «развитие»представлено в рассмотрении различных подходов. Понятие «возраст»рассмотрено как одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития, которое включает в себя различные аспекты. В пособии достаточно подробно и понятно раскрыта тема об основных психологических теориях психического развития человека, где рассмотрены исторически сложившиеся подходы к проблемам психического развития. Факторы психического развития, которые представлены в учебно-методическом пособии в третьей главе, дают нам представление о благоприятном и отрицательном воздействии на становление личности.
В пособии авторами реализованы периодизационные подходы к анализу возрастного развития, который является актуальным для возрастной психологии. Сложность решения данной проблемы обоснована тем, что нет однозначного понимания процесса развития человека, который включает возрастные периоды, не представляющие возможности рассмотрения в рамках одной концепции, методологические принципы которых заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным. Следует отметить, что среди представленных периодизаций различных авторов проведен сравнительный анализ, который иллюстрирует сложность деления на возрастные этапы и разнообразие подходов к этому делению.
Глава «Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в зарубежной психологии и в российской психологии» представляет собой изложение и анализ основных теорий психического развития человека, разработанных в зарубежной и отечественной психологии. Они знакомят читателя с историей детской и возрастной психологии, классическими теориями психического развития, тенденциями современного развития и дискуссионными проблемами возрастной психологии как науки. Вопросы онтогенетического психического развития человека в учебно-методическом пособии рассмотрены как основные закономерности психического развития на протяжении всей жизни человека. Дано описание его возрастных ступеней от младенчества до старости. Включенные в пособие темы охватывают практически весь диапазон курса возрастной психологии.
Содержание глав включает примеры из психологических исследований, литературные и жизненные иллюстрации, что облегчает восприятие теоретического материала и позволяет обратиться к собственному опыту каждого читателя, побудить поразмышлять над теми или иными важными проблемами, имеющими и теоретическое, и прикладное значение, связать теорию с практикой, перекинуть мостики от классических теорий к современным актуальным проблемам психологии развития.
В данной книге представлено множество таблиц и схем, которые помогают лучше усвоить материал, более свободно ориентироваться в теориях и сравнивать их. Следует обратить внимание, что учебно-методическое пособие «Основы возрастной психологии» будет интересно не только студентам психологам и педагогам, но и любому человеку, в частности будущему родителю. Прочитав данное учебно-методическое пособие можно понять, какие кризисы проходит ребенок и в чём они проявляются; ознакомиться с ведущими типами деятельности ребенка в том или ином возрасте, можно понять основные потребности ребенка определенного возраста и т.д. Большим плюсом является то, что учебно-методическое пособие написано доступным языком, скорее научно-популярным стилем. Читая книгу, мы словно присутствуем на лекции, где подробно объясняются и иллюстрируются основные положения.
Стиль учебно-методического пособия соответствует стилю учебно-методической литературы. Представленный материал имеет особое значение для подготовки будущих врачей, отвечающих современным требованиям к уровню профессионального развития.
Предлагаемое учебно-методическое пособие соответствует программе подготовки студентов медицинских вузов по учебному курсу «Психология и педагогика» в рамках ФГОС высшего профессионального образования третьего поколения и программой преподавания психологии на лечебном, педиатрическом, стоматологическом, медико-профилактическом факультетах и факультете высшего сестринского образования.
Библиографическая ссылка
Костина Л.А., Тараскина Т.В. ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-1. – С. 106-107;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6247 (дата обращения: 21.11.2024).