В Департаменте стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития РФ разработана концепция. Она преследует несколько целей. Первая – содействие использованию дизайна в градостроительстве и социальной сфере, и, как следствие, повышение качества жизни населения; вторая – содействие использованию дизайна в промышленности и повышение конкурентоспособности отечественной продукции; третья – содействие развитию самого дизайна как отрасли экономики.
Интерес к проблемам дизайна участники рынка дизайнерских услуг считают важным событием – в мировой практике именно поддержка государством промышленного дизайна позволила производителям продукции значительно увеличить свою конкурентоспособность на рынках. Кроме того, на Западе дизайн сегодня становится главным инструментом в проектировании поведения человека (нейродизайн) и моделировании его потребительских предпочтений. Поиск новых методов воздействия на человека-покупателя может быть поверхностным, философски-теоретическим, но может затронуть и новые источники лабораторного инструментария дизайнера.
Когда-то в далеком прошлом древние люди жили в относительной гармонии с миром природы, которая «делилась» с ними своими тайнами. Человек, наблюдая, учился у нее, изучая особенности строения биоформ, как функциональных организмов, закономерности формообразования в природе, пластику живых организмов и использовал эти знания для создания средового пространства своего жилища, деятельности, комфортного отдыха. Как пространственная, так и предметная среда создавались соразмерными человеческим потребностям, позволяющим выполнять необходимые жизненные функции.
Природные мотивы входили в быт и творчество людей в виде украшений наличников окон, расписных прялок, различного вида поделок из камня, дерева, глины, изделий из ткани, стекла.
В целом, как природная среда, так и среда, созданная человеком с учетом эстетической культуры, взятой у самой природы, оказывали благотворное влияние на него, формировали его мировоззрение, личностные качества, укрепляли его психику, физиологическое состояние. Все было органично: – природа, человек, душа.
Но все меняется в этом мире: социальные организации человеческого сообщества, условия жизни разных социальных слоев людей. Сложилась ситуация, при которой все большая часть населения оседает в городах, и человек все больше удаляется от окружающей его природной среды, погружаясь в атмосферу искусственного, созданного им предметно-пространственного окружения.
В мегаполисе, где все управляется машинами, и управляемо дистанционно с помощью машин, со временем природа постепенно утрачивает свою познавательно-воспитательную значимость для людей. Она стала все больше выполнять лишь декоративную функцию при оформлении городских пространств и интерьеров. Сегодня искусственные диковинные растения в кадках украшают самые дорогие места отдыха. Люди не знают истинного запах цветов и фруктов – все заменили искусственные ароматизаторы. Общение с естественной, живой природой становится уже роскошью. Например, для человека, живущего в мегаполисе, существует проблема добраться до настоящей природы, где нет криков и топота, музыкальной какафонии и затянутого асфальтом многометрового квадрата земли для стоянки машин, откуда насыщенный вредными смолами воздух молча «оккупирует» все пространство для отдыха.
С природой надо бывать наедине, чтобы увидеть и услышать её тайны. А ведь природа – это огромная лаборатория, открытая для людей, в которой происходит бесчисленное количество бесконечно протекающих процессов – экспериментов.
Эволюционный процесс развития жизни на Земле и, в том числе человеческой цивилизации, протекающий по определенным законам мироздания, накопил ценнейший опыт в создании механизмов, обеспечивающих оптимальные условия для существования и деятельности человеческого сообщества. Растительный мир, мир животных и насекомых, различные природные явления и катаклизмы дают людям обширный материал для всевозможного вида исследований, результаты которых человечество может использовать при решении многих технических и гуманитарных проблем.
Природа не терпит прямых линий – каждая линия имеет свою пластику. Цветовая гармония, пластическое совершенство природных форм возбуждают генетическую эстетику человека, позитивно влияя на формирование его душевных качеств. Например, применительно к бионике в архитектуре известный австрийский архитектор, философ Рудольф Штайнер говорил: «Духовный аспект создания бионических форм связан с попыткой осознать предназначение человека. В соответствии с этим архитектура трактуется как место, где раскрывается смысл человеческого бытия».
Каждое явление природы, каждый ее объект имеют не только цвет и форму, но и неисчислимое количество свойств. Увидеть, почувствовать, познать это многообразие свойств на основе интуиции, профессионального опыта даст возможность человеку выйти за пределы времени и пространства, лучше познать себя и окружающий его космос.
Так, в поэме Н.А. Заболоцкого «Деревья цветок раскрывает многогранность своих видимых и невидимых свойств:
– Кто вы, кивающие маленькой головкой, играете с жуком и божией коровкой?
Голоса
– Я листьев солнечная сила.
– Желудок я цветка.
– Я пестика паникадило.
– Я тонкий стебелек смиренного левкоя.
– Я корешок судьбы.
– А я лопух покоя.
– Все вместе мы – изображение цветка, его росток и направленье завитка.
Наблюдая и анализируя подсказанные природой механизмы формообразования, устройства и развития ее объектов, а также колористические закономерности формирования цветовой структуры природной среды, дизайнер получает возможность использовать эти принципы при разработке предметно-пространственной среды обитания человека, расширить диапазон своих профессиональных средств. В этой связи добавим, что формирование цветовой системы в дизайне очень слабо разработано в программах российского дизайна. Педагоги используют цвета живописи. Но дизайн имеет свое право голоса в цветовых решениях, так как дизайнеры работают с материальными конструктами. Например, только дерево и его производные могут иметь свой цветовой альбом, где будет многоцветие основных цветов и второстепенных оттенков.
Тезис 1: «Поиск оптимальных решений задач средового дизайна в природных биологических системах может быть основным направлением в работе дизайнера над проектом».
Как любое явление, так и предметно – пространственная среда имеет неисчислимое множество значений, культурных функций. Дизайнеру необходимовыразить это многообразие внутренних свойств объектов в своем произведении, интуитивно улавливая скрытые процессы, происходящие в среде, в соответствии со своей профессиональной эрудицией, собственным мировоззрением и культурой.
Как уже отмечалось, энергетика как пространственной, так и предметной среды способна оказывать психологическое воздействие на человека, который реагирует на ее свойства с помощью определенных физиологических рецепторов. Эти рецепторы подразделяются на:
– внешние(дистантные) – зрительные, слуховые, обонятельные, сенсорные, возникающие в воображении на основе памяти, которые воспринимают информацию на расстоянии;
– внутренние – ассоциации, эмоции, сенсорные, возникающие в воображении на основе памяти, чувство мышечного тонуса.
Сама же среда или пробуждает возвышенные чувства, или, наоборот, угнетает, или инициирует активность к деятельности, или утомляет. Она может формировать чувство собственного достоинства или уничтожить личностное начало, вызвать положительные эмоции или создать состояние дискомфорта, способствовать воспитанию эстетического вкуса, в тоже время, влиять на обратный процесс.
Используем известную в бытовом общении терминологию и назовём следующие понятия: экспрессивное впечатление, применяемое в дизайне костюма; впечатление однообразия, отмечаемое многими зрителями; впечатление дискомфорта в конкретной средовом пространстве. Несомненно, что дизайнер-профессионал должен понимать истоки происхождения вышеназванных впечатлений людей, вызванных увиденным «объектом дизайна». В этой связи мы обращаем внимание студентов на новый понятийный конструкт осмысления взаимодействия «объект дизайна – потребитель или зритель». Дизайн средовых объектов предусматривает широкий охват взаимоотношений человека с природой, предметно-пространственным и социально-культурным окружением.
Тезис 2. Сегодня актуально поставить перед студентами задачу подготовки семинара по теме: «Дизайн как проектное средоточие нейроэлементов, воспринимаемых человеком при визуальном контакте с арт–объектом».
Экологическая роль природы в создании нейроэффектов искусственной среды. Особенность морфологии средовых объектов заключается в единстве внутренних и внешних пространств. Среда жизнедеятельности формируется с помощью самых различных предметно-пространственных структур, передающих в полной мере всю гамму эстетических соотношений человека и окружающего мира.
Различные формы среды различаются целой гаммой условий и факторов проектирования: они по-разному воспринимаются зрителем, по-разному связаны с природой, различаются не только функциями, но и ролью функции в формообразовании объекта.
Именно художник – дизайнер, обладая творческой интуицией и нетрадиционным комбинаторным мышлением, при условии духовной и профессиональной подготовленности, способен всегда предвосхищать истинные потребности каждого конкретного человека при проектировании пространства его обитания. Созданное им пространство среды будет обладать культурными полномочиями и воспитательными возможностями, а также будет образным, содержательным, позитивно контактным к человеку, соответствовать многообразию его жизни, культурным ценностям данной эпохи и данного региона.
В заключение следует подчеркнуть, что на смену устоявшимся определениям по восприятию дизайн-объектов пришли новые формулировки, раскрывающие нейро-связи между объектом дизайна и зрителем/покупателем. И в этой парадигме исследований необходимо, как и прежде, обратиться к многообразию природного наследия, где дизайнер может найти все составляющие художественного проектирования.
Библиографическая ссылка
Горбунов И.В., Ткалич С.К. ДИЗАЙН КАК ПРОЕКТНОЕ СРЕДОТОЧИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КОМФОРТНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА: К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ПОДХОДА К СРЕДОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 12. – С. 28-30;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6267 (дата обращения: 03.12.2024).