Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА БИЗНЕС-АНАЛИЗА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Эйдлина Г.М. 1
1 ФБГОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
1. Моосмюллер Г., Ребик Н. Маркетинговые исследования с SPSS: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011.
2. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Форум, 2010.
3. Экономическая информатика / под. ред. Ю.Д. Романовой. – М.: Юрайт, 2014.

Современная экономическая деятельность происходит в условиях усиления конкуренции. В условиях усиления конкуренции на рынке возрастают требования к оперативности и качеству принимаемых решений не только на высшем уровне управления, но и на уровне среднего управленческого звена.

Поэтому современный экономист-менеджер должен иметь не только теоретические знания, но и практические навыки использования информационных инструментов и ресурсов для принятия оптимальных управленческих решений. Анализ статистических данных является важной составляющей процесса повышения эффективности деятельности предприятий и организаций и играет ключевую роль при принятии управленческих решений [1, 3].

Помимо электронных таблиц MS Excel, важным информационным инструментом принятия управленческих и экономических решений являются компьютерные статистические пакеты [2].

В состав статистических пакетов, как правило, входят:

• табличный редактор данных;

• развитые средства визуализации результатов расчетов (диаграммы, картограммы);

• подробная справочная система;

• командный язык (встроенный язык программирования).

Многие статистические пакеты имеют модульную структуру. В базовом или дополнительных модулях прикладных статистических пакетов реализованы основные процедуры статистического анализа данных, в том числе:

• описательная статистика (анализ выборочных данных);

• простая и множественная линейная регрессия;

• корреляционно-регрессионный анализ;

• анализ временных рядов и прогнозирование;

• дисперсионный анализ;

• факторный анализ;

• кластерный анализ;

• методы контроля качества;

• обработка результатов анкетирования;

• разведочный анализ (data mining);

• нейросетевое прогнозирование.

К числу наиболее распространенных статистических пакетов, применяемых как в практике бизнес-анализа, так и в экономическом образовании, относятся следующие пакеты:

SPSS (Statistical Package for the Social Sciences – статистический пакет для социальных наук). Сайт: http://www.spss.com. В 2009 году компания SPSS куплена компанией IBM;

Статистический пакет Statgraphics компании Statpoint Technologies, Inc. Сайт: http://www.statgraphics.com. Есть онлайн-версия пакета («облачный сервис»): Statgraphics Online (http://www.statgraphics.com/product/online.aspx);

Статистический пакет Statistica. Сайт: http://www.statsoft.com. В 2014 году компания StatSoft куплена компанией Dell Software;

Средства бизнес-аналитики SAS (Statistical Analysis System). Компания SAS Institute, Inc (сайт: http://www.sas.com). Есть версия SAS University Edition (http://www.sas.com/en_us/software/university-edition.html);

Бесплатный статистический пакет R (http://www.r-project.org). Предназначен для проведения статистических расчетов и визуализации;

Универсальная статистическая диалоговая система Stadia (http://statsoft.msu.ru/products.htm). Отечественный программный продукт, широко используется в российских вузах.

Опыт преподавания статистических пакетов в экономическом вузе позволяет сформулировать требования к уровню подготовки студентов. В рамках компетентностной модели подготовки студентам необходимо, в частности:

• знать источники информации для проведения экономических расчетов, основные социально-экономические показатели деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом, критерии социально-экономической эффективности;

• уметь обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования;

• проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой, представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада;

• самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности;

• оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности;

• разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках;

• анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов;

• составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом;

• разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности;

• владеть способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования.

Общей тенденцией развития многих статистических пакетов является дополнение функций классического статистического анализа возможностями интеллектуального анализа данных (data mining), что позволяет использовать статистические пакеты в качестве элемента аналитической информационной системы (корпоративной системы поддержки принятии решений). Возможности статистических пакетов делают их незаменимым помощником экономистов, маркетологов и других специалистов, использующих инструменты анализа бизнес-информации. Использование статистических пакетов в учебном процессе позволит студентам использовать больше фактических данных при написании курсовых и выпускных квалификационных работ в области экономики, финансов, управления рисками, рекламы, экономической безопасности и маркетинга.


Библиографическая ссылка

Эйдлина Г.М. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА БИЗНЕС-АНАЛИЗА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-1. – С. 57-58;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6686 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674