Современная экономическая деятельность происходит в условиях усиления конкуренции. В условиях усиления конкуренции на рынке возрастают требования к оперативности и качеству принимаемых решений не только на высшем уровне управления, но и на уровне среднего управленческого звена.
Поэтому современный экономист-менеджер должен иметь не только теоретические знания, но и практические навыки использования информационных инструментов и ресурсов для принятия оптимальных управленческих решений. Анализ статистических данных является важной составляющей процесса повышения эффективности деятельности предприятий и организаций и играет ключевую роль при принятии управленческих решений [1, 3].
Помимо электронных таблиц MS Excel, важным информационным инструментом принятия управленческих и экономических решений являются компьютерные статистические пакеты [2].
В состав статистических пакетов, как правило, входят:
• табличный редактор данных;
• развитые средства визуализации результатов расчетов (диаграммы, картограммы);
• подробная справочная система;
• командный язык (встроенный язык программирования).
Многие статистические пакеты имеют модульную структуру. В базовом или дополнительных модулях прикладных статистических пакетов реализованы основные процедуры статистического анализа данных, в том числе:
• описательная статистика (анализ выборочных данных);
• простая и множественная линейная регрессия;
• корреляционно-регрессионный анализ;
• анализ временных рядов и прогнозирование;
• дисперсионный анализ;
• факторный анализ;
• кластерный анализ;
• методы контроля качества;
• обработка результатов анкетирования;
• разведочный анализ (data mining);
• нейросетевое прогнозирование.
К числу наиболее распространенных статистических пакетов, применяемых как в практике бизнес-анализа, так и в экономическом образовании, относятся следующие пакеты:
SPSS (Statistical Package for the Social Sciences – статистический пакет для социальных наук). Сайт: http://www.spss.com. В 2009 году компания SPSS куплена компанией IBM;
Статистический пакет Statgraphics компании Statpoint Technologies, Inc. Сайт: http://www.statgraphics.com. Есть онлайн-версия пакета («облачный сервис»): Statgraphics Online (http://www.statgraphics.com/product/online.aspx);
Статистический пакет Statistica. Сайт: http://www.statsoft.com. В 2014 году компания StatSoft куплена компанией Dell Software;
Средства бизнес-аналитики SAS (Statistical Analysis System). Компания SAS Institute, Inc (сайт: http://www.sas.com). Есть версия SAS University Edition (http://www.sas.com/en_us/software/university-edition.html);
Бесплатный статистический пакет R (http://www.r-project.org). Предназначен для проведения статистических расчетов и визуализации;
Универсальная статистическая диалоговая система Stadia (http://statsoft.msu.ru/products.htm). Отечественный программный продукт, широко используется в российских вузах.
Опыт преподавания статистических пакетов в экономическом вузе позволяет сформулировать требования к уровню подготовки студентов. В рамках компетентностной модели подготовки студентам необходимо, в частности:
• знать источники информации для проведения экономических расчетов, основные социально-экономические показатели деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом, критерии социально-экономической эффективности;
• уметь обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования;
• проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой, представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада;
• самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности;
• оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности;
• разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках;
• анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов;
• составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом;
• разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности;
• владеть способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования.
Общей тенденцией развития многих статистических пакетов является дополнение функций классического статистического анализа возможностями интеллектуального анализа данных (data mining), что позволяет использовать статистические пакеты в качестве элемента аналитической информационной системы (корпоративной системы поддержки принятии решений). Возможности статистических пакетов делают их незаменимым помощником экономистов, маркетологов и других специалистов, использующих инструменты анализа бизнес-информации. Использование статистических пакетов в учебном процессе позволит студентам использовать больше фактических данных при написании курсовых и выпускных квалификационных работ в области экономики, финансов, управления рисками, рекламы, экономической безопасности и маркетинга.
Библиографическая ссылка
Эйдлина Г.М. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА БИЗНЕС-АНАЛИЗА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-1. – С. 57-58;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6686 (дата обращения: 03.12.2024).