Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ МНОГОМЕРНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ

Марухина О.В. 1 Берестнева О.Г. 1 Боброва М.В. 1
1 ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Томский политехнический университет
В настоящее время особо актуальной становится задача оценки качества образовательного процесса в высшей школе. Образовательный процесс – сложная система и поэтому однозначно определить его качество не представляется возможным. В статье рассматривается вопрос об оценке качества деятельности преподавателя вуза как одного из показателей качества образовательного процесса в целом. В эксперименте, описанном в статье, использовалась известная методика анкетирования «Преподаватель – глазами студента», регулярно проводимая в Томском политехническом университете. При обработке результатов использовалась не только стандартные методы обработки, описанные в данной методике, но также использовались методы многомерного статистического анализа данных (факторный и кластерный анализы), что позволило наиболее точно выявить скрытые закономерности и сделать соответствующие выводы.
многомерный анализ данных
прикладные статистические пакеты анализа
качество деятельности преподавателя вуза.
1. Зеленцов Б. Студенты о преподавателе: методика опроса // Высшее образование в России. 1999. – № 6. – С. 44-47.
2. Дюран Б., Оделл П. Кластерный анализ. – М.: Статистика, 1977. – 128 с.
3. Окунь Я. Факторный анализ. – М.: Изд. «Статистика», 1974. – 200 с.
4. Берестнева О.Г., Муратова Е.А. Компьютерный анализ данных. ‒ Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2010. ‒ 304 с.
5. Алексеева Л.Ф., Берестнева О.Г., Шевелев Г.Е. Интегральные критерии оценки компетентности студентов технических университетов // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3; – URL: www.science-education.ru/103-6383 (дата обращения: 12.02.2015).
6. Мокина Е.Е. Место системы стратегического менеджмента в единой информационной среде университета // Известия Томского политехнического университета. ‒ 2006. – Т. 309. – № 7. ‒ С. 193-196.

Контроль качества работы преподавателя является одной из сложных и важных задач в общей проблеме управления качеством обучения. Деятельность преподавателя многогранна. По официальной отчетности, она включает такие виды деятельности как учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую, организационно-методическую, воспитательную работу, всесторонне оцениваемые в ходе аттестации. Однако, без учета мнения студентов оценка деятельности преподавателя является неполной.

За время обучения студенты довольно хорошо овладевают умением разбираться в людях, с которыми видятся почти каждый день, и от которых в их жизни зависит многое – в преподавателях.

Для оценки преподавательской деятельности использовалась методика обработки результатов, регулярно проводимого в Томском политехническом университете анкетирования «Преподаватель ‒ глазами студента». Цель анкетирования состояла в выявлении мнения студентов о качестве преподавания учебных дисциплин, а также лекторского мастерства как важнейшей структурообразующей повышения качества подготовки специалистов [1].

Основная идея предложенной методики заключается в применении многомерного статистического (факторного и кластерного) анализа для обработки результатов анкетирования, применение которых методов позволило выделить основные показатели, по которым изучается мнение студентов о преподавателях [2-4].

В качестве исходной выборки были взяты результаты анкетирования студентов III и IV курсов Института кибернетики Томского политехнического университета. Студенты оценивали преподавателей, по курсам учебных дисциплин, связанных с будущей специальностью. Всего было оценено: 3 курс – 16 преподавателей (множество {P1, P3, Р4 … P17}); 4 курс – 13 преподавателей (множество {P1, P2, Р3 … P13}).

Согласно анкете, необходимо было оценить по 9-ти балльной шкале 18 качеств (оцениваемые качества представлены в таб-лице 1.).

Для получения значимого результата анализ был проведен отдельно для 4 и 5 курса.

Таблица 1

Оцениваемые студентами качества преподавателя

№ п/п

Качества

1

Излагают материал ясно, доступно

2

Разъясняет сложные места

3

Выделяет главные моменты

4

Умеет вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету

5

Следит за реакцией аудитории

6

Задает вопросы, побуждает к дискуссии

7

Соблюдает логику в изложении

8

Демонстрирует культуру речи, четкость дикции, нормальный темп изложения

9

Умеет снять напряжение и усталость аудитории

10

Ориентирует на использование изученного материала в будущей деятельности

11

Творческий подход и интерес к своему делу

12

Доброжелательность и такт по отношению к студенту

13

Терпение

14

Требовательность

15

Заинтересованность в успехах студентов

16

Объективность в оценке знаний

17

Уважительное отношение к студентам

18

Располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним видом

Таблица 2

Собственные значения. Метод главных компонент

Фактор

Собственные

значения

% общей

дисперсии

Кумулят. собственные значения

Кумулят. %

IV курс

1

9,871

54,837

9,871

54,837

2

2,534

14,075

12,404

68,912

3

1,575

8,750

13,979

77,662

V курс

1

11,150

61,942

11,150

61,942

2

2,820

15,668

13,970

77,610

3

1,300

7,223

15,270

84,833

Факторный анализ осуществлялся методом главных компонент с заданием минимальных собственных значений, равных 1 (таблица 2).

Как видно из табл. 2 первые три фактора объясняют 78% и 85% общей дисперсии, поэтому приемлем выбор трехфакторной модели.

Результаты факторного анализа, выполненные с помощью вращения факторных осей по методу нормализованного варимакса, представлены в таблице 3.

ФАКТОР 1. Педагогическое мастерство «ПЕДАГОГ»: глубина знания предмета, стремление вызвать к нему интерес; заинтересованность в успехах студентов; четкость и ясность изложения материала; грамотность речи; четкость дикции; доступность, коммуникабельность (контакт с аудиторией); учет реакции аудитории; умение снять напряжение и усталость аудитории; побуждает к дискуссии, соревновательности; решает противоречие между формальным и личным подходами в обучении.

ФАКТОР 2. Личностные качества «ТЬЮТОР»: доброжелательность; тактичность; уважительное отношение к обучаемым; умение выслушать и понять студента; заинтересованность в успехах студентов, объективность в оценке знаний; широта эрудиции; располагает к себе внешним видом, манерой поведения; ровность характера.

ФАКТОР 3. Профессиональная компетентность «ПРОФЕССИОНАЛ, МАСТЕР»: (уровень профессионализма): обладает необходимыми знаниями по изучаемому предмету; передает студентам знания по отработанной технологии, соответствующей его личности; ориентирует на использование изученного материала в дальнейшей профессиональной деятельности специалистов, творческий подход и интерес к своему делу.

В таблице 4 представлены коэффициенты нагрузки каждого фактора на объекты (преподаватели).

Таблица 3

Факторные нагрузки

Факторы

Переменные (признаки)

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

III курс

IV курс

III курс

IV курс

III курс

IV курс

1

Излагают материал ясно, доступно

0,87

0,44

0,27

0,29

0,30

0,80

2

Разъясняет сложные места

0,87

0,40

0,12

0,30

0,35

0,81

3

Выделяет главные моменты

0,92

0,54

0,04

0,12

0,15

0,79

4

Умеет вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету

0,83

0,72

0,45

0,31

0,14

0,52

5

Следит за реакцией аудитории

0,88

0,68

0,24

0,22

0,23

0,56

6

Задает вопросы, побуждает к дискуссии

0,78

0,69

0,02

0,44

-0,04

0,51

7

Соблюдает логику в изложении

0,89

0,30

0,06

0,31

0,28

0,83

8

Демонстрирует культуру речи, четкость дикции, нормальный темп изложения

0,68

0,51

0,34

0,25

0,35

0,35

9

Умеет снять напряжение и усталость аудитории

-0,06

0,84 с

0,93

0,46

-0,14

0,00

10

Ориентирует на использование изученного материала в будущей деятельности

0,21

0,52

-0,02

0,33

0,86

0,45

11

Творческий подход и интерес к своему делу

0,59

0,38

0,24

0,04

0,51

0,86

12

Доброжелательность и такт по отношению к студенту

0,28

0,43

0,73

0,83

0,49

0,12

13

Терпение

0,12

0,20

0,60

0,93

0,56

0,00

14

Требовательность

0,79

0,03

-0,39

-0,03

0,11

0,93

15

Заинтересованность в успехах студентов

0,01

0,23

0,11

0,81

0,82

0,27

16

Объективность в оценке знаний

0,49

-0,20

0,07

0,63

0,62

0,73

17

Уважительное отношение к студентам

0,51

0,26

0,32

0,93

0,61

0,16

18

Располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним видом

0,41

0,38

0,54

0,77

0,35

0,26

Таблица 4

Коэффициенты факторных нагрузок

Факторы

Объекты (преподаватели)

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

III курс

IV курс

III курс

IV курс

III курс

IV курс

P1

1,24

1,29

-0,27

0,12

0,81

1,17

P2

 

-2,05

 

1,27

 

-0,01

P3

0,68

0,13

-0,58

0,20

-0,76

0,97

P4

1,48

-0,12

0,86

0,17

-0,08

0,26

P5

-0,02

0,67

-0,51

-0,12

-1,20

1,04

P6

0,26

0,61

-0,15

0,16

-0,12

0,72

P7

-0,94

-1,46

-0,80

0,82

2,48

-0,37

P8

0,43

0,03

1,35

0,39

-0,10

0,28

P9

-1,35

1,56

2,07

0,64

-0,18

-2,45

P10

-0,90

-0,88

-1,02

-2,47

1,06

-1,12

P11

-0,06

-0,22

-2,04

-1,31

-1,71

0,18

P12

-0,53

0,35

0,56

0,96

-0,36

-0,92

P13

1,34

0,08

-0,49

-0,83

1,16

0,25

P14

-1,16

 

0,46

 

-0,36

 

P15

1,38

 

0,82

 

-0,07

 

P16

-0,97

 

-0,42

 

-0,68

 

Р17

-0,89

 

0,15

 

0,12

 

Анализируя значения коэффициентов факторных нагрузок для результатов различных курсов, можно сделать вывод о том, что оценка преподавателя студентами различных курсов в основном одинаковая. Следовательно, данная методика является эффективной для оценки качества деятельности преподавателя. Проведение кластерного анализа было реализовано по методу k-средних, число искомых кластеров задавалось равным 4.

Данные, приведенные в таблице 5 (дисперсионный анализ результатов кластеризации) показывают необходимость отклонения нулевой гипотезы о равенстве групповых средних почти по всем 18 признакам, за исключением переменных №№ 9,3,18 для 4 курса и № 8,10 – для 5 курса, для которых достигнутый уровень значимости составил более 5%.

Результаты кластеризации приведены в таблице 6 – размещение объектов по кластерам и расстояния до центра кластера.

Таблица 5

Анализ переменных

Переменные

(признаки)

Сумма

квадратов

SS

Степень свободы df

Сумма

квадратов

SS

Степень

свободы

df

F-критерий

Фишера

Достигнутый уровень

значимости p

III курс

IV курс

 

III курс

IV курс

III курс

IV курс

III курс

IV курс

III курс

IV курс

1

Излагают материал ясно, доступно

11,94

7,48

3

2,36

2,82

12

9

20,19

7,96

0,000

0,007

2

Разъясняет сложные места

9,42

9,69

3

1,76

4,55

12

9

21,41

6,40

0,000

0,013

3

Выделяет главные моменты

8,30

9,58

3

3,48

3,08

12

9

9,53

9,33

0,002

0,004

4

Умеет вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету

7,80

9,47

3

2,90

3,12

12

9

10,77

9,10

0,001

0,004

5

Следит за реакцией аудитории

5,03

14,18

3

2,13

7,16

12

9

9,44

5,94

0,002

0,016

6

Задает вопросы, побуждает к дискуссии

2,18

28,22

3

3,77

5,35

12

9

2,31

15,83

0,128

0,001

7

Соблюдает логику в изложении

5,67

9,72

3

1,00

1,42

12

9

22,63

20,60

0,000

0,000

8

Демонстрирует культуру речи, четкость дикции, нормальный темп изложения

6,35

8,16

3

1,92

13,26

12

9

13,26

1,85

0,000

0,209

9

Умеет снять напряжение и усталость аудитории

1,89

26,14

3

3,60

8,53

12

9

2,10

9,20

0,154

0,004

10

Ориентирует на использование изученного материала в будущей деятельности

3,47

6,70

3

2,47

9,43

12

9

5,62

2,13

0,012

0,166

11

Творческий подход и интерес к своему делу

3,47

10,34

3

1,81

2,47

12

9

7,66

12,56

0,004

0,001

12

Доброжелательность и такт по отношению к студенту

7,03

26,70

3

2,41

4,10

12

9

11,65

19,53

0,001

0,000

13

Терпение

5,22

13,17

3

6,92

8,00

12

9

3,02

4,94

0,072

0,027

14

Требовательность

17,30

12,32

3

5,73

6,16

12

9

12,08

6,00

0,001

0,016

15

Заинтересованность в успехах студентов

2,29

12,46

3

8,77

6,61

12

9

1,05

5,66

0,408

0,019

16

Объективность в оценке знаний

5,56

5,16

3

3,42

2,52

12

9

6,50

6,14

0,007

0,015

17

Уважительное отношение к студентам

4,07

20,87

3

1,95

6,41

12

9

8,36

9,77

0,003

0,003

18

Располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним видом

3,78

19,75

3

6,84

4,28

12

9

2,21

13,84

0,139

0,001

Таблица 6

Результаты для каждого кластера

 

Расстояние до центра кластера

Объекты (преподаватели)

III курс

IV курс

III курс

IV курс

Кластер 1

0,55

0,89

Р1

Р1

0,39

0,59

Р4

Р3

0,51

0,80

Р8

Р4

0,45

0,39

Р3

Р5

0,40

0,34

Р15

Р6

 

0,84

 

Р8

Кластер 2

0,52

0,75

Р13

Р2

0,38

0,72

Р6

Р7

0,60

0,79

Р7

Р11

0,53

0,61

Р11

Р13

Кластер 3

0,53

0,59

Р9

Р9

0,44

0,59

Р12

Р12

0,48

 

Р14

 

0,42

 

Р16

 

0,35

 

Р17

 

Кластер 4

0,44

0,00

Р5

Р10

0,44

 

Р10

 

482657.jpg

Рис. 1. График средних значений переменных каждого кластера (3 курс)

Как видно из таблицы 5, объединение объектов (преподавателей) в кластеры по результатам тестирования студентов III и IV курсов практически одинаково, что свидетельствует об эффективности проведенного анализа.

В целом, применение методов многомерного анализа данных позволило получить данные о качестве преподавательской деятельности.

Оцениваемые студентами преподаватели условно разделились на 4 группы, которые можно охарактеризовать 3 признаками (факторами).

КЛАСТЕР № 1. Объединяет преподавателей с преобладанием 1 и 3 факторов (признаков) – педагогическая квалификация и профессиональная компетентность. Это – «сильные» преподаватели, знающие свою дисциплину и ориентирующие студентов на использование полученных знаний в дальнейшей профессиональной деятельности. По отношению к студентам они держатся на большой психологической дистанции.

482715.jpg

Рис. 2. График средних значений переменных каждого кластера (4 курс)

КЛАСТЕР № 2. Объединяет преподавателей с преобладанием 1 и 2 факторов – педагогическая квалификация и личностные качества. Это – хорошие педагоги, знающие свой предмет, с выраженным доброжеланием по отношению к студентам, но уделяют мало времени тому, как могут использовать студенты полученные знания в реальной профессиональной деятельности.

КЛАСТЕР № 3. Объединяет преподавателей с преобладанием 2 фактора – личностные качества. Это преподаватели, которые хорошо относятся к студентам, но не могут сочетать отношение с требовательностью.

КЛАСТЕР № 4. Объединяет преподавателей с преобладанием 3 фактора – профессиональная компетентность. Это – «жесткие» преподаватели, которые ревностно относятся к преподаваемой ими учебной дисциплине, чрезмерно требовательны при низком педагогическом мастерстве.

Контроль качества в преподавании необходим для оперативной обратной связи о слабых и сильных сторонах в работе преподавателя для его дальнейшего профессионально-личностного роста, что, безусловно, положительно повлияет на качество подготовки специалистов [5, 6].


Библиографическая ссылка

Марухина О.В., Берестнева О.Г., Боброва М.В. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ МНОГОМЕРНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-2. – С. 180-185;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6776 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674