В настоящее время в современной психологической литературе накоплен достаточно противоречивый материал, а эмпирические данные способные внести какую-либо ясность в освещение этого вопроса зачастую подтверждают противоположные точки зрения. Так ряд авторов в качестве фактора обуславливающего совместимость выделяет принцип взаимодополняемости, - комплиментарности партнеров (А. Аугустина-вючите, Мегедь В.В., Николаева Я.Г.). В то время как другие ученые в качестве главного критерия выделяют сходство (К.Г. Юнг, Ю.В. Филипова, Егорова Е.). Простые умозаключения основывающиеся на фактах подсказывают, что для партнерской гармонии желательно и сходство, и различие (Ковалев, Сысуев Д. Обозов Н.Н.).
Таким образом, в сферу наших интересов входило исследование уровней совместимости: психофизиологического, психологического, социально-психологического и социокультурного. Для исследования данной проблематики нами были подобраны следующие методики: тест-опросник для диагностики свойств и типа темперамента (epq, форма а) Г.Айзенка; тест описания поведения К. Томаса; тест опросник описания поведения Т.Лири, в нашей стране адаптированый н.в.гришиной, методика «ролевых ожиданий и притязаний» Волковой А.Н. Тест-опросник удовлетворенности браком Столина В.В. В соответствие с целью были исследованы супружеские пары. Длительность отношений в браке составляла от 1 года до 3 лет. Анализ результатов позволил выявить следующие предпочитаемые закономерности: - индивидуальнотипологические (темперамент) свойства партнеров должны быть сходными; - приобретаемые в процессе онтогенеза должны быть комплиментарны, взаимно дополняемы; - стратегии поведения в конфликте должны быть эффективными; - ценностные ориентации могут в норме расходиться.
Таким образом, на наш взгляд наиболее оптимальным вариантом работы с молодыми супругами представляется оптимизация стратегий конфликтогенного поведения, а также формирование и развитие социально-личностной толерантности.
Библиографическая ссылка
Сторчак Н.Н., Офицерова С.В. К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ МОЛОДЫХ СУПРУГОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 8. – С. 128-128;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=685 (дата обращения: 22.12.2024).