Целью нашей работы стало изучение психологических различий во взаимоотношениях матерей с детьми разного пола, при этом основные акценты делались на материнских способах реагирования в конфликте (методика К. Томаса), стилях семейного воспитания (методика Э.Г. Эйдемиллера и В.В Юстицкиса «АСВ»), родительских установках и реакциях (методика E.С. Шефера и Р.К. Белла «PARI»). В качестве испытуемых выступили матери младших школьников (возрастной диапазон 28–38 лет, семьи полные), разделенные на две равные выборки в соответствии с биологическим полом их ребенка. Полученные данные были обработаны с помощью t-критериального анализа Стьюдента. В ходе исследования выявлено 10 достоверно значимых различий, в том числе установлено, что в выборке матерей мальчиков в большей степени, чем в выборке матерей девочек, выражены показатели «безучастность мужа» и «доминирование матери», описывающие отношение к семейной роли, «гиперпротекция» и «конкуренция», понимаемая автором методики, как стремление добиться своих интересов в ущерб другому. Соответственно, в выборке матерей девочек в большей степени, чем в выборке матерей мальчиков, выражены показатели «ощущение самопожертвования в роли матери», «игнорирование потребностей ребёнка», «недостаточность требований – обязанностей», «недостаточность требований – запретов», «неустойчивость стиля воспитания» и «предпочтение мужских качеств».
Сравнительный анализ полученных данных позволяет утверждать следующее: основными характеристиками матерей мальчиков младшего школьного возраста являются неудовлетворенность межсупружескими отношениями, связанными с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности каждого члена семьи. Подтверждает факт недостаточной семейной интегрированности и наличие эффекта доминирования матери, который органично сочетается с ее склонностью к гиперпротекции. Такие родители уделяют ребенку (в нашем случае мать – сыну) крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится центральным делом их жизни. Не случайна и ориентация в конфликтах на конкуренцию, позволяющую матерям мальчиков волевым путем, игнорируя семейное сотрудничество и в ущерб интересам ребенка достичь поставленных целей, заставить принять нужное им решение. Соответственно, основными характеристиками матерей девочек младшего школьного возраста являются неудовлетворенность семейными отношениями, обеспечивающими педагогическое, воспитательное воздействие на ребенка. Подтверждает данный факт наличие ощущения самопожертвования в роли матери, которое органически сочетается с недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей дочери, оказавшейся на периферии внимания родителя (за исключением серьезных проблемных ситуаций). При данном типе отношений страдают духовные потребности ребенка, особенно его потребность в эмоциональном контакте с матерью. Специфична в данной выборке и такая неотъемлемая часть семейного воспитательного процесса, как родительские требования. Установлено, что девочки, по сравнению с мальчиками, имеют меньшее количество обязанностей в плане учебы, ухода за собой, участия в организации быта, помощи другим членам семьи и т.п. Мамы объясняют данный факт тем, что дочь трудно привлечь к какому-либо делу по дому. Одновременно имеет место и недостаточность требований-запретов к ребенку, т.е. ему «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, дочь легко их нарушает, зная, что с нее никто не спросит. Также у матерей данной выборки выявлен неустойчивый стиль воспитания, проявляющийся в резких переходах от чрезмерной строгости к либеральности, от значительного внимания к эмоциональному отвержению ребенка. В таких семьях родители, как правило, признают наличие незначительных колебаний в воспитании дочери, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний. Несомненный интерес представляет и шкала «предпочтение мужских качеств», предназначенная для диагностики причин отклонений в семейном воспитании. Вероятно, матери, на фоне «безучастности» мужа и необходимости собственного доминирования в семье, стремятся воспитать в дочерях типично мужские качества (независимость, склонность защищать свои взгляды, самодостаточность и т.п.). Это современная воспитательная тенденция основная идея которой заключается в том, что андрогинные дети, сочетающий в себе типично женские и типично мужские качества, обладают более высокой психологической, поведенческой адаптивностью и поэтому более успешно реализуются в социуме. Действительно, андрогинная личность имеет богатый набор полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций. Однако сглаживание дихотомии мужского-женского в сознании и поведении человека (в нашем случае – девочки) таит в себе определенную угрозу утраты позитивной социальной идентичности.
Полученные данные могут быть интересны семейным психологам и другим специалистам в области детско-родительских отношений, а также родителям младших школьников.
Библиографическая ссылка
Харламова Т.М. ЗНАЧИМЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ МАТЕРЕЙ С ДЕТЬМИ РАЗНОГО ПОЛА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-3. – С. 332-333;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7139 (дата обращения: 21.12.2024).