Профессия врача является одной из немногих, требующих постоянного самосовершенствования, работы со специальной литературой, участия в научно-практических конференциях и семинарах. Чем на более ранних этапах обучения начнется формирование клинического мышления и способности к научно-исследовательской деятельности, тем более конкурентоспособные кадры будут выходить из системы высшего медицинского образования [1].
В Саратовском государственном медицинском университете имени В.И. Разумовского при переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт 3-го поколения мы постарались организовать практику таким образом, чтобы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся обеспечить поэтапное вхождение студентов в научно-исследовательскую деятельность.
Во-первых, несмотря на то, что учебная практика на 1 курсе после 1 семестра не предусматривает проведение научно-исследовательской работы, студенты за время практики должны подготовить реферат по типу обзорной статьи с использованием от 5 до 10 литературных источников. Темы для написания реферата предоставляются как на ответственной за практику кафедре при получении направления, так и могут выбираться самостоятельно. Студентам, выезжающим за пределы города Саратова, для облегчения работы по выбранной теме реферата обеспечивается возможность консультации как в онлайн-формате, так и по электронной почте отдела организации учебной и производственной практики [2]. Такой подход позволяет уже на первом курсе получить навык не только работы со специальной литературой, но и ее критического восприятия и анализа. Отсутствие на 1 курсе зимней экзаменационной сессии делает даже необходимым привнесение в практику именно теоретической составляющей.
Вторым этапом нашего подхода является выработка у студента навыка выступления перед аудиторией с докладом, подготовленным по итогам летней производственной практики 1 курса. С этой целью в сентябре на базовой кафедре проводится научно-практическая конференция «С чего начинается профессия врача?». К проведению конференции привлекаются ответственные за практику от университета и от медицинских учреждений, а также в целях профориентации учащиеся медицинского лицея. Конференция проводится по нескольким секциям и по итогам конференции выпускается сборник научных работ. Кроме устных докладов с мультимедийной презентацией и стендовых докладов проводятся конкурсы профессионального мастерства, демонстрируются подготовленные студентами видеофильмы, брейн-ринг между командами лекционных потоков. Такая организация научно-практической конференции позволяет не только поддержать интерес к научно-исследовательской работе, но у некоторых и пробудить этот интерес [3].
И, наконец, третьим этапом, после таких достаточно активных в научно-познавательном отношении учебной и производственной практик 1-го курса становится возможным после производственной практики 2 курса проведение качественного анализа клинических случаев и подготовка к осенней и весенней сессиям ежегодной конференции студентов и молодых ученых полноценных докладов и публикаций. Причем это публикации уже клинической направленности, а не теоретические реферативные сообщения гуманитарного и морфологического характера типичные для студентов младших курсов, как это было до перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт 3-го поколения.
Таким образом, раннее знакомство с тонкостями научно-исследовательской деятельности под непосредственным или дистанционным руководством преподавателей, сопряженность этой работы непосредственно с учебной или производственной практикой пробуждает интерес к такой работе и не противопоставляет ее практической деятельности современного врача.
Библиографическая ссылка
Гладилин Г.П., Якубенко В.В., Шапкин Ю.Г., Веретенников С.И., Хорошкевич А.В., Ефимов Е.В., Иваненко И.Л. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-3. – С. 354-355;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7151 (дата обращения: 21.12.2024).