Одна из концепций модернизации современного образовательного процесса в нашей стране предполагает выработку способностей творческого мышления в рамках изучаемой дисциплины, а также практических навыков в использовании полученных знаний [1]. Физика, как известно, изучается студентами на 1–2-м курсах технического вуза. Основной задачей этого предмета является не только овладение базовыми понятиями и законами, слагающими основу обсуждаемой дисциплины, но и выработка творческого подхода к полученным знаниям, приобретение способности к самостоятельному логическому мышлению, дающему возможность анализировать и обобщать фактический материал и, в конечном счете, самостоятельно применять полученные знания в новых ситуациях [2]. Практика показывает, что абитуриенты, поступающие в технические вузы, далеко не всегда в полной мере владеют основами физики в объеме школьной программы. В особенности это касается специальностей, не требующих обязательной сдачи ЕГЭ по физике, (например, для поступающих на ФИРТ). Положение усугубляется также невозможностью своевременного исправления ситуации из-за существенного сокращения времени, связанного с введением для ряда специальностей двухсеместрового курса физики [3].
Целью настоящего исследования является анализ динамики семестровой успеваемости по физике и ее взаимосвязи с итоговой оценкой на зимней экзаменационной сессии 2014–2015 учебного года на примере одной из групп первого курса факультета ИРТ Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ), проходящей обучение по программе двух семестров. В представленной ниже таблице указаны результаты трех семестровых самостоятельных работ (СМ), итоговый рейтинг (ИР) и оценка на экзамене. Итоговый рейтинг формировался на основе бально-рейтинговой системы УГАТУ [4], а также учитывал своевременность и корректность выполнения студентами самостоятельных заданий. Необходимо отметить, что из 32 студентов списочного состава группы 13 не были допущены к экзамену из-за задолженностей по лабораторному практикуму и поэтому в таблицу не включены (а это – потенциальные «двоечники»).
Полученные результаты показывают, что, несмотря на отдельные случайные отклонения как в худшую (студенты № 4 и 19), так и в лучшую (студенты № 5, 8 и 13) стороны, общий тренд подтверждает взаимозависимость семестровой успеваемости и оценки на сессии. При этом основная причина относительно невысокой успеваемости у данной группы обусловлена низким уровнем школьной подготовки по физике.
Основной путь решения проблемы связан с повышением требований к уровню знаний абитуриентов. Для этого представляется необходимой организация собственных вступительных испытаний в вузе. И (или) необходимость наличия сертификата о сдаче ЕГЕ по физике, который с абитуриентов, поступающих на специальности факультета ИРТ, сейчас не требуется.
Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках базовой части госзадания образовательным организациям высшего образования.
Результаты семестрового и сессионного контроля знаний по физике одной из групп факультета ИРТ УГАТУ в зимней экзаменационной сессии 2014–2015 учебного года
№ п/п |
СМ-1 (из 7 баллов) |
СМ-2 (из 5 баллов) |
СМ-3 (из 10 баллов) |
ИР (из 20 баллов) |
Оценка на сессии |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 |
4 5 2 2 3 3 1 – 2 1 2 2 0 6 2 3 1 2 2 |
4 3 3 4 3 2 0 2 3 3 4 2 0 4 3 4 2 4 1 |
4 3 1 8 2 – – 2 7 8 8 2 – 7 5 5 1 7 4 |
8 9 4 11 6 5 1 3 8 11 10 4 0 18 7 8 3 9 10 |
Удовлетворительно Удовлетворительно Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно Хорошо Хорошо Хорошо Отлично Неудовлетворительно Удовлетворительно Отлично Хорошо Удовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Удовлетворительно |
Библиографическая ссылка
Кузнецов В.В., Кузнецов В.В. ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДВУХСЕМЕСТРОВОГО КУРСА ФИЗИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 54-56;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7479 (дата обращения: 03.12.2024).