Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ДИАЛЕКТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. МОДУЛЬ «ЕДИНСТВО ПОНЯТИЯ И ОБРАЗА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

Глинкина Г.В. 1 Зорина В.Л. 1 Нургалеев В.С. 1
1 КГАОУДПО(ПК)С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Учебное пособие «Диалектика учебного процесса. Модуль “Единство понятия и образа в учебном процессе”» издано в Сибирском государственном технологическом университете в содружестве с Красноярским краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Авторы: Глинкина Г.В. – канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры профессиональной педагогики и психологии СибГТУ, Зорина В.Л. – канд. пед. наук, доцент, заведующая центром «Теория и технология Способа диалектического обучения» Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Нургалеев В.С., доктор психол. наук, профессор, заведующий кафедрой профессиональной педагогики и психологии СибГТУ. Рецензентами пособия являются: Г.И. Румынина, кандидат пед.наук, доцент Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, и Е.А. Медведева, кандидат философских наук, доцент Сибирского государственного технологического университета.

Пособие включает предисловие, введение, два содержательных раздела, тексты для самостоятельной работы слушателей и приложения. Предисловие содержит отзыв одного из рецензентов Г.И. Румыниной, которая отмечает, что коллектив авторов пособия рассматривает одну из актуальных проблем современного образования (формирование системных знаний у обучаемых) и предлагает решить её на основе реализации диалектического подхода, рассматривая системные знания как единство противоположностей – понятия и образа.

Во введении раскрывается актуальность разработки модуля «Единство понятия и образа в учебном процессе» общим объёмом 72 часа (50 аудиторной и 22 внеаудиторной работы) курса «Диалектика учебного процесса» в рамках профессиональной образовательной программы «Преподаватель высшей школы», реализуемой в ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» для переподготовки профессорско-преподавательского состава (вузов и профессиональных колледжей и техникумов), не имеющего педагогического образования. Также во введении описана структура модуля (три взаимосвязанных блока: философско-методологический, психолого-педагогический и частнодидактический), особенности его изучения, формы организации учебного процесса, объём и сроки изучения, виды контроля.

Первый раздел пособия включает программу модуля (тематический план и содержание) объёмом 50 часов аудиторной работы, состоящую из четырёх разделов:

1. Философские основы системных знаний (16 часов).

2. Психолого-педагогические основания системных знаний (10 часов).

3. Логико-дидактические основы реализации в учебном процессе единства понятия и образа (16 часов).

4. Проектирование различных видов занятий в системе Способа диалектического обучения (8 часов).

В данном разделе описаны требования к уровню освоения программы модуля, формы текущего, тематического и итогового контроля, перечень ключевых понятий, вопросы для собеседования к каждому разделу программы, планы семинаров, темы рефератов и научных исследований и список основной и дополнительной литературы.

Во втором разделе помещены материалы для реализации практической части программы и внеаудиторной работы слушателей курсов. Занятия проводятся в системе Способа диалектического обучения, что предусматривает применение диалектики форм и функций труда и материализованной самооценки. Для материализации (объективизации) оценки преподавателем учебных достижений слушателей курсов и их самооценки на занятиях используется заявка на оценку, являющаяся обязательным компонентом каждого занятия, отражающим суммарно все операции учебного труда (содержание занятия) с учетом форм организации работы слушателей курсов (индивидуальный труд – коллективный труд) и указывающим соответствие каждой оценки определенному количеству (интервалу) отметок (баллов). Так, заявка на оценку на первом практическом занятии представлена таким образом:

«5» – 32 балла и более;

«4» – 25–31 балл;

«3» – 16–24 балла.

Выполнив предлагаемые преподавателем задания на этапе индивидуального труда, слушатели курсов объединяются в группы (этап простой кооперации) и обсуждают результаты выполнения заданий, выполненных самостоятельно. Особенностью данного этапа является то, что в группах обсуждаются не все задания, а только часть из них (множество заданий распределяется преподавателем между группами). На следующем этапе (сложной кооперации) выступающий от каждой группы представляет мнение группы (результат обсуждения задания), после чего другие группы могут задать выступающему проблемные вопросы (вопрос-понятие или вопрос-суждение) по теме доклада или сущности задания, при необходимости высказать возражения или дополнения. После выступления каждой группы создаются условия для самооценки слушателями результатов выполнения заданий на этапе индивидуального труда. Оценивание осуществляется на критериальной основе (по трудоёмкости заданий). В процессе обсуждения заданий каждая операция труда оценивается так же в баллах (вопрос-понятие – 1 балл, вопрос-суждение – 2 балла, суждение на сравнение – 3 балла, умозаключение – 3 балла, выступление от группы – 1–6 баллов, возражение, дополнение – 1–2 балла и т.д.). В конце занятия подводятся итоги: слушатели суммируют набранное количество баллов за индивидуальный труд и устную работу, соотносят результат с заявкой на оценку и определяют заработанную оценку. Преподаватель проверяет письменные работы, объективность самооценки и ставит окончательную оценку: либо соглашается с самооценкой обучаемых, либо изменяет её, при этом готовит аргументированный комментарий письменно или озвучивает его на следующем занятии.

Такой подход к проведению занятий даёт возможность слушателям, с одной стороны, освоить содержание модуля, с другой стороны, – понять («прожить на себе») технологию проведения занятий в системе Способа диалектического обучения, а в дальнейшем научиться разрабатывать и проводить такие занятия по своей дисциплине.

Помещённые в пособии тексты для самостоятельной работы слушателей подобраны таким образом, чтобы их содержание помогало осваивать программу модуля: часть текстов содержит задания (прямая связь), самостоятельное выполнение которых будет способствовать развитию у слушателей умения извлекать информацию из текстов средствами Способа диалектического обучения; к другой части текстов слушатели сами должны разработать задания (обратная связь) и могут использовать их при проектировании своих учебных занятий на этапе изучения 4 радела программы модуля.

В приложениях помещены дидактические и диагностические материалы, применяемые на учебных занятиях при освоении программы модуля.

Учебное пособие «Диалектика учебного процесса. Модуль “Единство понятия и образа в учебном процессе”» может быть использовано в системе повышения квалификации, дополнительного и профессионального образования педагогических кадров, аспирантов.


Библиографическая ссылка

Глинкина Г.В., Зорина В.Л., Нургалеев В.С. ДИАЛЕКТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. МОДУЛЬ «ЕДИНСТВО ПОНЯТИЯ И ОБРАЗА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-2. – С. 192-193;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7563 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674