Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЗАДАНИЯ ПО ХИМИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ СПОСОБА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. ЧАСТЬ II. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. ФГОС (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Ковель М.И. 1 Еремеевская И.Д. 1 Зорина В.Л. 1
1 КГАОУДПО(ПК)С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Учебно-методическое пособие «Задания по химии для развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения. Часть II. Органическая химия. ФГОС» издано в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Авторы: Ковель М.И. – канд. пед. наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики и психологии, Еремеевская И.Д. – канд. пед. наук, доцент, доцент центра «Теория и технология Способа диалектического обучения», Зорина В.Л. – канд. пед. наук, доцент, заведующая центром «Теория и технология Способа диалектического обучения».

Учебно-методическое пособие является продолжением предыдущего издания (Задания по химии для развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения. Часть I. Неорганическая химия, 2012 г.). В пособии представлены задания по органической химии, разработанные на основе теории и технологии Способа диалектического обучения (патентное свидетельство № 126 от 29.03.1996 г., авторы: А.И. Гончарук, В.Л. Зорина, М.И. Ботов).

Пособие включает предисловие, введение, две части (задания по органической химии для 10 и 11 классов), библиографический список и приложения. Предисловие содержит отзывы рецензентов: Г.Г. Первышиной, доктора биологических наук, кандидата химических наук, доцента, профессора кафедры технологии и организации общественного питания ФГАО ВПО «Сибирский федеральный университет», Л.В. Долгушиной, кандидата химических наук, доцента ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. А.П. Астафьева».

Введение раскрывает актуальность создания пособия. Не получая на ступени профессионального образования соответствующей подготовки в области формальной и диалектической логики, не владея инструментарием и механизмами формирования познавательных УУД, заявленных в ФГОС, учитель испытывает серьёзные затруднения, связанные как с формированием логических действий, так и с пониманием их сущности. Пособие является сегодня актуальным и необходимым, т.к. в условиях перехода школ на новый Госстандарт от учителя требуется умение формировать и развивать у учащихся познавательные универсальные учебные действия и в первую очередь логические действия.

Также во введении представлены особенности заданий по химии в системе Способа диалектического обучения, приводится сравнительный анализ учебников разных авторов, результат которого помещён в виде таблицы, даются методические рекомендации по использованию дидактического инструментария «Комплект карточек (1–6) для обучения и усвоения учебного материала (текста)» при разработке заданий для развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий. Также представлен алгоритм разработки заданий для развития у учащихся познавательных УУД на основе составленного комплекта карточек.

В первой части «Задания по органической химии. 10 класс» приведена система заданий по темам «Углеводороды», «Спирты, альдегиды, карбоновые кислоты», «Сложные эфиры», «Теоретические основы органической химии», «Азотсодержащие соединения», «Вещества в живых клетках», а также система итоговых заданий за курс 10 класса. Во второй части «Задания по органической химии. 11 класс» представлены системы итоговых заданий по УМК О.С. Габриеляна (два комплекта). По всем темам, перечисленным выше, задания разработаны в двух вариантах и сопровождаются ответами учащихся.

Задания разработаны по учебно-методическим комплексам разных авторов, что существенно облегчает использование пособия учителям, реализующим разные УМК, и направлены на развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий.

Использование данных заданий позволяет учителю, с одной стороны, развивать у учащихся познавательные универсальные учебные действия, а с другой — определять уровень их сформированности, а также уровень развития логического мышления в целом и качество усвоения предметных понятий.

Библиографический список пособия представлен школьными и вузовскими учебниками, и включает как справочную литературу, так и учебно-методические пособия и статьи, показывающие пути решения одной из важных проблем формирования и развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий.

В приложениях помещены:

● образец бланка ответов к системам заданий, структура которого соответствует специфике заданий;

● современный дидактический инструментарий познания — комплект карточек для обучения и усвоения учебного материала (текста).

Данные средства могут быть использованы учителем как раздаточный материал для учащихся.

Представленное учебно-методическое пособие может быть использовано в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Создание пособия обусловлено желанием авторов показать учителям химии один из путей решения стоящих перед ними задач, связанных с развитием у учащихся познавательных универсальных учебных действий и диагностикой уровня их развития в процессе преподавания своего предмета. Предлагаемый подход основан на теории и технологии Способа диалектического обучения.

Представленные в данном пособии диагностические задания могут быть использованы на уроках химии:

● для проверки усвоения изучаемого предметного материала (содержания);

● контроля и самоконтроля (самооценки) усвоения системы предметных понятий;

● оценки уровня сформированности логических операций (определение понятий, деление, обобщение, ограничение, выполнение заданий по аналогии);

● определения уровня развития логического мышления у учащихся;

● выявления динамики индивидуальных достижений школьников в процессе освоения среднего (полного) общего образования по химии, обязательного минимума содержания образовательных программ и требований к уровню подготовки по химии выпускников полной средней школы;

● развития внимания, скорости и гибкости мышления, точности действий.

Данное пособие также поможет учителям химии использовать его и для подготовки выпускников к единому государственному экзамену.


Библиографическая ссылка

Ковель М.И., Еремеевская И.Д., Зорина В.Л. ЗАДАНИЯ ПО ХИМИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ СПОСОБА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. ЧАСТЬ II. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. ФГОС (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-2. – С. 199-200;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7569 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674