Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ)

Мареичева Е.Е. 1 Ильина Е.Б. 1 Максина Т.Я. 1 Ряховская Е.В. 1
1 МАТИ – Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского

Лабораторный практикум содержит описание лабораторных работ по дисциплине «Концепции современного естествознания» и предназначен для студентов, обучающихся по направлениям подготовки (специальностей) 08100 – «Экономика», 081100 – «Государственное и муниципальное управление», 08400 – «Управление персоналом», 031600 – «Реклама и связи с общественностью», 04700 – «Организация работы с молодежью», 034700 – «Документоведение и архивоведение», 08200 – «Менеджмент», 035700 – «Лингвистика», 08500 – «Бизнес-информатика»», 221400 – «Управление качеством», 271700 – «Стандартизация и метрология», 222000 – «Инноватика», 010400 – «Прикладная математика и информатика».

В практикуме представлены лабораторные работы, относящиеся к основным разделам программы «Концепции современного естествознания»:

1. Методологические основы научного познания.

2. Современные концепции физической картины мира.

3. Концепции современной химии.

4. Современные концепции происхождения, развития и сущности жизни.

Целью лабораторных работ, представленных в первом разделе, является ознакомление студентов с рядом философско-методологических терминов и представлений (эксперимент, подготовка к эксперименту, особенности экспериментального метода, формально – логическое, индуктивно-логическое, дедуктивно-логическое умозаключения, абстрагирование, идеализация и т.д.). Поставленная цель достигается в процессе обсуждения и анализа результатов экспериментального определения различных физических свойств веществ, в частности, предлагаются эксперименты по определению пикнометрической плотности гранулированных материалов, вязкости жидкостей методом вязкозиметрии.

При выполнении экспериментов второго раздела, посвященных определению тепловых эффектов физико-химических процессов, студенты знакомятся с понятиями равновесной и неравновесной термодинамики (изолированные, закрытые и открытые системы, внутренняя энергия, теплота и работа, энтропия, экзо – и эндотермические процессы и др.). Анализ экспериментальных результатов, касающийся связи знака теплового эффекта с механизмом процесса, и соответственно с изменением внутренней энергии системы, позволяет наглядно продемонстрировать студентам причинно – следственные связи, управляющие большим классом природных явлений.

Целью лабораторных работ, представленных в третьем разделе, является ознакомление студентов с важными понятиями химии, такими как обратимый и необратимый процессы, скорость химических реакций, состояние химического равновесия, влияние концентраций реагентов и температуры окружающей среды на скорость химической реакции и на смещение положения равновесия. Несомненным достоинством предлагаемых работ данного раздела является сочетание простоты эксперимента с его наглядностью: все изменения в изучаемых процессах сопровождаются изменением цвета реагентов.

Лабораторная работа четвертого раздела касается вопросов, связанных с изучением отличительных признаков живой материи, и в частности, биоритмов. В работе измеряется длительность индивидуальной минуты в зависимости от различных факторов.

Предлагаемый лабораторный практикум составлен с учетом требований учебных стандартов по дисциплине «Концепции современного естествознания», содержит помимо описания методики проведения экспериментов, краткий теоретический материал по соответствующим разделам курса, вопросы для самостоятельной работы студентов и контрольные тесты.

Реализация предлагаемого практикума позволяет привить навыки практического использования теоретических положений, с которыми студенты знакомятся на лекциях и в ходе самостоятельной работы; привить навыки работы с современными исследовательскими приборами и оборудованием; обучить математическим методам обработки результатов экспериментов.

Особенностью предлагаемого практикума, в отличие от имеющихся аналогичных разработок, является подборка экспериментов из разных областей естествознания.

Для проведения предлагаемых экспериментов не требуется сложного оборудования, что позволяет рекомендовать данный практикум для всех вузов, независимо от профиля и технологического оснащения.

Лабораторный практикум апробирован в Московском авиационно-технологическом институте им. К.Э. Циолковского.


Библиографическая ссылка

Мареичева Е.Е., Ильина Е.Б., Максина Т.Я., Ряховская Е.В. КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-2. – С. 202-203;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7573 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674