«Качество инженерных кадров – это ключевой фактор – конкурентоспособности государства, основа его технологической и экономической независимости…» – сказал Президент России В. Путин.
Одним из важнейших шагов на пути реформирования высшего образования нашего региона – это реализация проекта по созданию в Иркутске современного международного научно-образовательного центра (МНОЦ). «НОЦ Байкал» позволит вывести науку и высшее образование на новый уровень и решить проблему дисбаланса на рынке труда. Этот масштабный проект позволит реализовать новые подходы к объединению науки, образования и бизнеса. Проект объединит передовые образовательные технологии, с наукой, инновациями. Ближайшие годы в нашей области планируется реализация крупнейших проектов международного значения: газопровода «Сила Сибири», модернизация БАМА и Транссиба и вскрытия Ковыктинского месторождения, создание нового самолета МС-21. Потребуются кадры, а ситуация на рынке труда сегодня не простая, невостребовательных специалистов много, необходимых кадров мало. Необходимы специалисты высокой классификации. Перед студентам первого курса обучения нужно поставить задачу – получить востребованное образование и сформировать себя – как высококвалифицированного специалиста. Для решения этой проблемы в ИРНИТУ есть определенные возможности. При обучении в университете используются самые современные технологии и методы обучения. Кафедра физики уделяет этой проблеме должное внимание. Физика является фундаментальной базой для всех инженерных специальностей, поэтому с физики у студентов начинает закладываться научный потенциал. Надо только помочь студенту проявить себя в этой ситуации. Вот с этой целью мы проводим проектные работы «Прикладные исследования в области физике».
Федеральная целевая программа (ФЦП), «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2014–2020 г.», определяет заинтересованность государства в развитии таких исследований. Необходимо задействовать новые факторы развития – высокое качество профессионального образования и современные технологии.
В связи с этим необходимо провести организацию учебного процесса в техническом вузе так, чтобы он включал элементы фундаментальности и профессиональной направленности физических знаний. При формировании исследовательских компетенций необходимо должное внимание уделять прикладным исследованиям.
В декабре месяце 2014 г. был проведен круглый стол – «Прикладные исследования в области физики». В Москве на XXV международной выставке – презентаций учебно-методических изданий представлен наш научный проект «Прикладные исследования в области физики». Следует отметить, что, не смотря на то, что в нем в основном представлены работы студентов первых месяцев обучения в университете, у многих уже сложилось некоторое отношение к научным исследованиям. Их заинтересовали определенные тематики исследования, некоторые пожелали продолжить эту работу и проявили должный интерес к своей будущей профессии. А это и есть начало формирования хорошего специалиста, т.к. современный работодатель требует, чтобы выпускник вуза обладал требуемыми компетенциями. Необходимо постараться сформулировать или определить такую проблему и составить программу или план ее выполнения, что бы ее реализация внесла существенный вклад в формирование и развитие профессиональных деловых качеств и компетентности специалиста инженерного профиля. А начинать реализовать эту программу необходимо с младших курсов обучения, чем и занимается в настоящее время кафедра физики ИРНИТУ.
● Разработаны теоретические основы методики обучения физики студентов технических вузов на примере использования интерактивного метода проекта «Прикладные исследования в области физики. Физика в моей профессии». Определены требования, которые должна удовлетворять тематика интерактивного проекта.
● Применены новые технологии для организации лекционных занятий с применением интерактивного метода проекта «Прикладные исследования в области физики. Физика в моей профессии». Сформулированы цели и задачи, и разработана методика проведения проекта. Указанная работа внедрена в учебный процесс в 2014 году в лекционном курсе и при выполнении лабораторных работ по дисциплине «Физика».
● Проведен педагогический эксперимент, подтверждающий гипотезу исследования о том, что в результате участия студентов в интерактивном проекте «Прикладные исследования в области физики. Физика в моей профессии» у студентов появляется интерес к физике, улучшается усвоение фундаментальных знаний по физике и появляется умение применять эти знания в профессиональной деятельности. Все это способствует формированию высококвалифицированного специалиста.
Библиографическая ссылка
Шишелова Т.И., Кузнецова С.Ю., Павлова Т.О., Мельников И., Макаренко Е., Байгерова В., Бердникова С., Ершова А., Васько Е., Грибович В., Гелецкая К., Волотдиас Д., Нгуен Хоанг Ту, Егорова Т. ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИКИ (РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ И КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ) (ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПРОЕКТ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-2. – С. 241-242;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7606 (дата обращения: 03.12.2024).