Целью нашего исследования стало изучение специфики взаимосвязи показателей семейных взаимоотношений и свойств личности родителей детей с патологией зрения. В качестве испытуемых выступили родители слепых и слабовидящих детей (первая выборка) и родители детей с нормальным зрением (вторая выборка). В сформированный нами диагностический комплекс вошли следующие методики: многофакторный личностный опросник (16PF, № 105) Р.Б. Кеттелла, методика изучения экстра-интроверсии и нейротизма (EPI) Г.Ю. Айзенка, характерологический опросник К. Леонгарда, шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина, опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера в адаптации В.В. Юстицкиса. Полученные данные обработаны с помощью корреляционного анализа по К. Пирсону. Обобщенные результаты с акцентом на показатели, имеющие наибольшее количество взаимосвязей, можно представить следующим образом: в выборке родителей слепых и слабовидящих детей в качестве системообразующих выступают показатели предпочтения в ребенке мужских качеств и авторитарной гиперсоциализации. В первом случае можно предположить, что родители ориентированы на воспитание в своих детях самостоятельности, уверенности в собственных силах, ответственности и целеустремленности, которые помогут им преодолеть недуг и адаптироваться к окружающей действительности. При этом все «женское» (эмоциональность, нежность, ранимость) осуждается как проявление слабости, что можно считать нарушением воспитания. Интересно, что чем более родители детей с патологией зрения ориентированы на мужскую доминанту, тем более они интровертированы и склонны властвовать над слабыми, тем более педантичны и тем менее их самооценка зависит от настроения, а сами они сдержанны в общении. Полученные данные согласуются с мнением Е.М. Мастюковой (2004), утверждающей, что интроверсия у родителей способствует неадекватному реагированию на болезнь ребенка, восприятию ее как вполне преодолимой, излечимой. Второй факт (наличие авторитарной гиперсоциализации) органично дополняет обозначенную выше картину, поскольку, чем более искаженно родители относятся к своему слепому или слабовидящему ребенку, чем активнее навязывают ему свои желания и цели, чем более они игнорируют его интересы и реальный потенциал, тем более данные родители педантичны, амбициозны и эгоцентричны, тем более они склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни и тем менее они реалистичны и естественны в поведении и деятельности. Обозначенные данные согласуются с выводами В.М. Сорокина (2005), утверждающего, что родителями аномальных детей движет экзистенциальный кризис, проявляющийся в остром чувстве социальной несамореализованности (ребенок воспринимается ими как препятствие).
В выборке родителей детей с нормальным зрением наибольшее количество взаимосвязей имеют показатели воспитательной неуверенности и чрезмерности требований (обязанностей). Воспитательная неуверенность – слабое место личности родителя, который, опасаясь упрямства и сопротивления, идет на поводу у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. При этом, чем более у родителей детей-нормы выражена данная воспитательная ошибка, тем менее они склонны проявлять во взаимоотношениях с окружающими людьми строгость и холодность, тем менее эмоционально ригидны, эгоцентричны, завистливы и реалистичны и тем более они спонтанны, инициативны и энергичны. Второй факт – чрезмерность требований (обязанностей) – также указывает на неправильное воспитание, заключающееся в повышенной моральной ответственности родителей, что ставит процесс развития личности ребенка под угрозу. Одна из причин возможных деструктивных последствий – родители ожидают от своих детей значительных и не соответствующих их способностям успехов в учебе или других престижных занятиях (художественное творчество, танцы, спорт и т.п.). При этом, чем более выражена обозначенная воспитательная некомпетентность, тем более родители детей-нормы подвержены влиянию обстоятельств, тем менее уверены в себе и менее способны к самоконтролю, а также тем более они консервативны (противятся переменам), склонны к морализации и нравоучениям по отношению к собственным детям.
Полученные данные и сформированный нами диагностический комплекс могут быть интересны семейным психологам, специалистам в области тифлопсихологии, преподавателям курсов, связанных с детско-родительскими отношениями, родителям слепых и слабовидящих детей.
Библиографическая ссылка
Харламова Т.М. СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 6. – С. 136-136;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7707 (дата обращения: 23.11.2024).