Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

УМЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ – КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИГОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СВОЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Абдулаева П.З. 1 Османова А.А. 1 Абдулаева Х.С. 1
1 Дагестанская государственная медицинская академия
Статья посвящена о возрастании потребности в педагогической практике в инновационных педагогических технологиях, направленных на раскрытие и развитие творческого потенциала педагогов и их воспитанников. Основная задача образовательной практики – развитие личности, способной к самоопределению и саморазвитию в постоянно меняющихся условиях и умеющей творчески реагировать на их изменения, также операционная и мотивационная готовность будущих врачей к использованию и применению электронных образовательных ресурсов как для образования в процессе учебы медицинских вузов, так и для дальнейшей работы.
творческий потенциал
педагогическая практика
педагогическая практика
электронные образовательные ресурсы
1. Проблема общего и профессионального образования: Сборник статей / Под ред. М.Х. Хайбулаева. – Махачкала ДГПУ, 2008. – 208 с.
2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс,1994. – 321 с.
3. Теоретические и прикладные вопросы современных информационных технологий: материалы VII Всероссийской научно-технической конференции. – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2007. – 433 с.

Модернизация образования, осуществляемая в настоящее время, ставит новые профессиональные задачи перед высшей школой, предъявляет новые требования к профессиональной подготовке современного преподавателя. Новыми задачами их подготовки являются такие, как формирование у студентов профессиональных компетенций в области реализации уровневой и профильной дифференциации, предпрофильной подготовки, преподавание интегрированных и элективных курсов, использование новых педагогических, в том числе информационных технологий, технических средств обучения.

Появились новые инновационные образовательные технологии. Включающие традиционные общие компоненты и компоненты на новой технологической основе.

Принцип «образование – для удовлетворения потребностей и в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности, «провозглашенный в соответствии парадигмой образования и Закон об образовании РФ, требует совершенно иных подходов к организации образовательного процесса.

Время третьего тысячелетия порождает принципиально новый психологический облик профессионала-преподавателя медицинского вуза. Достижения профессионализма преподавателя медицинского вуза становится возможным при активной способности к самоопределению в условиях динамичного развития общества, к личностному и профессиональному росту.

Научно-международной литературе отмечается, что применение техники обучения способствует развитию личности, изменение ее структуры в:

– когнитивной сфере – развитие пространственного восприятия и воображения, развитие мышления, формирование таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и аналогия, умение структурировать свою деятельность;

– в личностной сфере – возрастание интенсивности общения со сверстниками, выработка индивидуального стиля;

– в мотивационной сфере – развитие мотивации и склонности исследовательской деятельности, повышение познавательной активности;

– в эмоциональной сфере – развитие преобладающего положительного эмоционального фона, понижение уровня тревожности, возрастания чувства уверенности в себе [1, 10].

Деятельность современного человека в различных областях педагогической практики осуществляется в условиях сложного взаимодействия множества факторов. В этой связи одним из условий успешности личности педагога является способность к проектной деятельности, которая придает творческий характер его профессии, определяет ее инновационный потенциал. Отсутствие проектной культуры приводит к значительному рассогласованию между целями и результатами деятельности, как отдельного человека, так и различных профессиональных и иных общностей.

Включение ИКТ в учебный процесс способствует качественному улучшению процесса обучения, благодаря представлению информации в данном виде, который позволяет задействовать все каналы усвоения и тем самым повысить степень усвоения учебного материала [2, 291].

Выполняя практические работы на занятиях, студенты руководствуются готовыми описаниями: сделать что-то, выделить, изменить таким то образом, заполнить таким то текстом. Особенно это применяется при издании текстового редактора.

За последние несколько лет специалисты различных направлений подготовки все больше сходятся во мнении, что главным назначением информационных и коммуникационных технологий является повышение эффективности управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых. Однако для этого необходимо создание компьютерных программ и курсов, которые наиболее полно отражали бы принципы педагогического управления и выступали бы средством, обеспечивающим эффективность обучения при подготовке квалифицированных медицинских кадров.

Объединяя понятия педагогических и информационных технологий можно сказать, что ни определяются совокупностью взаимосвязанных условий для создания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса с использованием современных информационных технологий, обеспечивающих формирование будущего специалиста с заданными профессиональными качествами.

К таким условиям в высшем медицинском образовании можно отнести следующее:

1. Операционная готовность будущих врачей к использованию информационных и коммуникационных технологий как для образования в процессе учебы медицинских вузов, так и для дальнейшей работы (повышения квалификации);

2. Мотивационная готовность будущих врачей к применению средств информатизации образования;

3. Рефлексивная готовность к использованию информационных и коммуникативных технологий для самообразования;

4. Готовность учиться в компьютеризированной среде;

5. Готовность будущих врачей к применению средств информатизации с соблюдением медицинских правовых норм (информационное право).

Использование ИКТ в учебный процесс изменяют роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, а применение этих технологий изменяет учебную среду, в которой происходит процесс обучения [3, 112].

Новые педагогические технологии, используемые в настоящее время или только зарождающиеся в умах педагогов, в недрах педагогической практики, немыслимы без широкого использования новых ИКТ. Именно они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, диктаторские функции этих методов, реализовать заложенные потенциальные возможности.

Проблемы информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой ХХI века. Формирование единой информационной образовательной среды предъявляет повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации педагогических, научных и руководящих кадров общего и профессионального образования. Продвижение в данном направлении в значительной степени определяется уровнем материально-технического, научно-методического и информационного оснащения системы образования, подготовкой педагогических кадров.

В целом широкому распространению современных информационных технологий в российских образовательных учреждениях мешает устаревшая и слабая материальная база информатизации образования, крайне недостаточное количество в Интернете русскоязычных образовательных ресурсов, неподготовленность педагогических кадров к использованию информационных и коммуникационных технологий.

На сегодняшний день одним из основных направлений информатизации отечественного образования остается формирование информационной культуры. Однако это направление требует, на наш взгляд, более комплексного и интегрированного подхода, так как в большинстве концепций информатизации образования информационная культура понимается узко профессионально – как профессиональная характеристика современного специалиста в области применения информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

В настоящее время в мировом сообществе развиваются процессы глобальной информатизации всех сфер общественной жизни. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность и роль государства в мировом сообществе.

Во всех развитых странах и во многих развивающихся странах идут интенсивные процессы информатизации образования. Разрабатываются пути повышения результативности высшего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий, также мире все более полно проявляются тенденции широкого использования в образовании дистанционного обучения как важнейшего компонента складывающейся системы открытого образования.

Состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможности повышения качества образования.


Библиографическая ссылка

Абдулаева П.З., Османова А.А., Абдулаева Х.С. УМЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ – КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИГОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СВОЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 7. – С. 11-13;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7717 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674