Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

АНАЛИЗ ГЛУБОКОГО СИСТЕМНОГО КРИЗИСА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ РФ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРОМЫШЛЕННОЕ РЫБОЛОВСТВО»

Габрюк В.И. 1
1 Дальневосточный государственный бюджетный технический рыбохозяйственный университет

Рыбная отрасль России вступила в XXI век. Необходимо решить ряд сложных задач, связанных с организацией рационального рыболовства и охраной природы, оптимизацией рыболовных систем, разработкой новых технологий промысла, разработкой новых рыболовных материалов, разработкой профессиональных баз данных и баз знаний; переходом на автоматизированные системы проектирования и компьютерного моделирования орудий рыболовства с использованием систем искусственного интеллекта. Главная роль в решении указанных задач принадлежит инновационным технологиям.

Инновации являются эффективным средством обеспечения конкурентоспособности рыбной отрасли России на Мировом рынке.

Под инновациями в промышленном рыболовстве понимается:

• новые технологии промысла, опирающиеся на профессиональные базы данных и базы знаний;

• новые методы проектирования орудий рыболовства, с использованием математического моделирования и систем искусственного интеллекта;

• новые технологии изготовления орудий рыболовства;

• оптимизация орудий рыболовства с использовантем математического моделирования;

• промысловая настройка рыболовных систем на оптимальные режимы работы с помощью компьютерных программ;

• использование для изготовления орудий рыболовства лучших рыболовных материалов, выпускаемых различными фирмами Мира и их разумная комбинация в орудиях рыболовства;

• работа в рамках АРМ промысловика, технолога, биолога, экономиста, конструктора.

Готовят ли сегодня рыбохозяйственные университеты России специалистов, способных решать указанные выше задачи? Ответ будет отрицательным.

Промышленное рыболовство России сегодня переживает глубокий системный кризис. Он обусловлен тем, что подготовка специалистов по этой специальности в рыбохозяйственных университетах РФ не отвечает совремённым требованиям. Это обусловлено слабой фундаментальной подготовкой специалистов, ведущих образовательный процесс. Причина этого заключается в том, что если в кораблестроении, авиации, космосе, ядерной энергетике, гидро и газовой механике работали и работают выдающиеся учёные академики РАН:

Кораблестроение: А.Н. Крылов, В.Г Шухов, Ю.А. Шиманский,

В.Л. Поздюнин, И.Г. Бубнов,...;

Авиация: Н.Е. Жуковский, С.А. Чаплыгин, В.Т. Калугин, М.И. Ништ, В.М. Попов,...;

Ядерная техника: И.В. Курчатов, А.Д.Сахаров, Н.А. Доллежаль, А.П. Александров, Е.П. Велихов,...

Механика сплошной среды: Л.И. Седов, А.И. Лурье, Л.Г. Лойцянский, Войткунский, Ю.И. Фаддеев,

Математическое моделирование: А.Н. Тихонов ,А.А. Самарский, А.П. Михайлов, В.С. Зарубин, Г.Н. Кувыркин ...

– гордость Российской Науки, задавших высокие стандарты науки и образования.

Печально, что в промышленном рыболовстве РФ до сих господствуют стандарты, заданные Ф.И. Барановым и его школой: А.Л. Фридманом, М.М. Розенштейном,

Х. Штенгелем, В.П. Карпенко, А.А. Недоступом, не имеющими серьёзной фундаментальной подготовки и выпустивших учебники с ложными математическими моделями рыболовных систем и их элементов. Мы не имеем права закрывать глаза на процветание невежества в промышленном рыболовстве России и что это невежество пустило глубокие корни. Сохранять и оберегать его – значит совершать тягчайшее преступление.

КПД учёного равно дроби, в числителе которой находятся добытые им ЗНАНИЯ, а в знаменателе – экономические ЗАТРАТЫ, то есть

ped1.wmf.

Если добытые знания являются ложными, то КПД будет отрицательным.

КПД таких гениев, как Архимед, Эвклид, Ньютон, Эйнштейн, Лейбниц, Фарадей, Максвелл, Менделеев, Крылов, Жуковский равно бесконечности.

КПД Калининградских профессоров; А.Л. Фридмана, М.М. Розенштейна, Х. Штенгеля отрицательно, так как вместо знаний они сеют Невежество.

Не случайно учебник двух профессоров заведующих кафедрами промышленного рыболовства Берлинского и Калининградского университетов Штенгеля и Фридмана Stengel H., Fridman A.L. Fishfanggeräte. – Berlin: Veb Verlag Technik., 1977. – 332 р., изданный в ГДР, запрещён в объединённой Германии.

Учебник А.Л. Фридмана Теория и проектирование орудий промышленного рыболовства. М.: Лёгк. и пищ. пром-ть, 1981. 328 с. не содержит ни теории не проектирования.

Учебник М.М. Розенштейна, А.А. Недоступа Механика орудий рыболовства. М.: МОРКНИГА, 2011. 528 с. содержит ложные математические модели элементов рыболовных систем.

В промышленном рыболовстве авторитет Баранова, Фридмана, Штенгеля, Розенштейна, Карпенко (Калининградская школа) ставится выше авторитета ИСТИНЫ. По существу отсутствуют научные дискуссии, с привлечением ведущих учёных ведущих университетов России. Рецензирование учебника «Механика орудий рыболовства» (Розенштейн, Недоступ, 2011) выполнили доктора технических наук (Кузнецов Ю.А. и Лапшин О.М.), не знающие механики и не владеющие математическим аппаратом, лежащим в её основе. Поэтому промышленное рыболовство переживает глубокий кризис: практически нет защит ни кандидатских, ни докторских диссертаций. А последние защищённые диссертации весьма низкого качества.

По образному выражению выдающегося гения XX века А. Эйнштейна:

«В мире существует две бесконечности:

• первая – это Вселенная,

• вторая – это человеческое Невежество».

Сегодня перед нами стоит важнейшая, сложнейшая и труднейшая задача: уменьшить невежество специалистов промышленного рыболовства в вопросах механики орудий рыболовства их проектирования и математического моделирования, повысить их фундаментальную подготовку. Для ликвидации невежества в университетах РФ по специальности «Промышленное рыболовство» необходимо:

1. Признать не соответствующими занимаемой должности руководителя управления науки и образования федерального агентства по рыболовству К.В. Бандурина и министра науки и образования РФ Д.В. Ливанова.

2. Поднять фундаментальную подготовку кандидатов и докторов наук кафедр промышленного рыболовства всех рыбохозяйственных университетов. Для этого организовать при кафедрах постоянно действующие семинары по специальным главам математики, механики, информатики, программированию и математическому моделированию в технике и технологии.

3. Провести аттестацию докторов наук кафедр промышленного рыболовства, их учебников и учебных пособий на признак их соответствия современным требованиям. Для экспертизы послать их учебники в ведущие университеты России и Мира: МГТУ им. Н.Э. Баумана, Вашингтонский, Токийский, Пусанский.

4. Связь с промышленностью требует, чтобы рыбохозяйственные университеты имели совремённую экспериментальную базу (за образец рекомендую взять Японские, например, Токийский и Южно-Корейские, например, Пусанский университеты).

Каждый рыбохозяйственный университет России должен иметь:

• Морской полигон для испытания орудий рыболовства. Минимальное оборудование полигона: плот-катамаран с полным комплектом измерительной аппаратуры и малое судно типа МРС-150.

• Гидродинамическую лабораторию, оснащённую гидролотком (Flume Tank) с полным комплеком измерительной аппаратуры. Гидролоток – обязательная принадлежность любого иностранного рыбохозяйственного университета и иностранных фирм, производящих орудия рыболовства. Как заметил создатель первого в Мире курса гидромеханики Д. Бернулли: «Там, где имеешь дело с жидкостью, сначала наблюдай, а потом уже размышляй». Считаю позором, что такая большая страна, как Россия имеет единственный гидролоток в Калининграде. Причём он не принадлежит университету.

5. Создать при Дальневосточном государственном бюджетном техническом рыбохозяйственном университете (ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз») Центр Инновационных Технологий в Рыболовстве. Сделать Центр ответственным за переход кафедр промышленного рыболовства рыбохозяйственных университетов России на разработку, внедрение и сопровождение инновационных технологий. Организовать при Центре постоянно действующие семинары по специальным главам математики, механики, информатики, программированию и компьютерному моделированию рыболовных систем и технологий промысла для преподавателей, аспирантов, магистров, кандидатов и докторов наук.


Библиографическая ссылка

Габрюк В.И. АНАЛИЗ ГЛУБОКОГО СИСТЕМНОГО КРИЗИСА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ РФ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРОМЫШЛЕННОЕ РЫБОЛОВСТВО» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-1. – С. 89-91;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7828 (дата обращения: 05.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074