Форма поперечного сечения дерева, особенно на высоте 1,3 м, имеет важное значение для определения объема дерева, а для насаждения – запаса.
Профессор В.Я. Добровлянский [1] установил, что при определении поперечных сечений нижней части ствола по формулам круга и эллипса погрешность исчисления возрастает с увеличением толщины коры. У деревьев с тонкой корой это преувеличение в среднем равно 1 %, с толстой корой – 2-3 %, с очень толстой – 4-5 %. При вычислении площадей окорённых стволов формулы круга и эллипса дают для любого сечения по всей высоте ствола преувеличение на 0,5-1 %.
Для изучения формы стволов деревьев березы повислой (Betula pendula L.) были заложены пробные площади на территории Большемуртинского лесничества Красноярского края (Среднесибирский подтаежно-лесостепной район) в соответствии с требованиями ОСТа 56-69-83 [2].
Все измерения проводились на пробных площадях. У растущих деревьев на высоте 1,3 метра проводились измерения в 2-х направлениях по сторонам света (СЮ, ЗВ). Береза не являлась главной породой, а только входила в состав пихтового насаждения с примесью от 5 до 30 % по запасу. Общее количество измеренных деревьев на пробной площади варьировало от 10 до 45 шт.
Данные указывают на общую тенденцию уменьшения процента деревьев с круговой формой, и соответственно, пропорциональное увеличение растений с эллипсовидной формой с ростом размеров стволов.
Определенной закономерности в изменении формы поперечного сечения деревьев с круговым и эллипсовидным контуром в зависимости от размеров стволов не выявлено. В смешанных древостоях (с переходом по категориям крупности) число деревьев различной формы может, как увеличиваться, так и уменьшаться. Такая ситуация объясняется происхождением, структурой и морфологическими особенностями насаждений.
Библиографическая ссылка
Вайс А.А. ВЛИЯНИЕ РАЗМЕРОВ ДЕРЕВЬЕВ БЕРЕЗЫ ПОВИСЛОЙ НА ФОРМУ ПОПЕРЕЧНОГО СЕЧЕНИЯ НА ВЫСОТЕ 1,3 МЕТРА В СМЕШАННЫХ ПИХТОВЫХ НАСАЖДЕНИЯХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-1. – С. 158-158;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7879 (дата обращения: 30.12.2024).