В настоящее время в Российской Федерации идет реализация ряда документов, определяющих стратегию развития нашей страны на долгосрочный период, в том числе и в сфере образования. Один из таких документов это «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации в декабре 2011 года, где ключевой целью является переход к 2020 году экономики России на инновационный путь [1]. Совершенно ясно, что роль образования при достижении данной целевой установки велика.
Одним из ключевых приоритетов инновационного развития является развитие человеческого потенциала, то есть развитие конкурентоспособных исследовательских, преподавательских, управленческих кадров, и создание соответствующих условий для такого развития. Однако, выделяя целевые индикаторы, позволяющие определить уровень происходящих изменений важно понимать, что ситуация в сфере образования меняется под влиянием ряда факторов (начиная с демографических заканчивая геополитическими). Корректировка показателей и целевых индикаторов стратегии инновационного развития России должна базироваться на факторном анализе и учете произошедших изменений. Недооценка факторов, как и их переоценка, учет уровня произошедших изменений формируют инновационные риски.
Одним из приоритетных направлений в сфере образования, в рамках реализации стратегии инновационного развития России является развитие кадрового потенциала.
Формирование и развитие кадрового потенциала России, в основном идет на базе вузов. Так, если охват населения системой среднего профессионального образования в 2015 г. составил около 2,1 млн. человек (2014 г. – 1,9 млн. человек), то численность лиц, охваченных высшим образованием в 2015 г. составила примерно 5,2 млн. человек (2014 г. – 5,3 млн. человек). При этом в настоящее время наблюдается сокращение сети вузов (табл. 1).
Причина снижения числа вузов связана с реорганизацией вузов несоответствующих требованиям, предъявляемым со стороны государства, экономики страны, населения и мирового сообщества.
Начавшийся процесс трансформации системы вузов, то есть ключевых центров развития кадрового потенциала России формирует инновационный риск, в части инфраструктурных и профессионально-трудовых угроз. Таким образом, база, на которой идет развитие кадрового потенциала страны, имеет тенденцию к сжатию.
Если предыдущий риск связан с условиями формирования и развития кадрового потенциала, то следующий риск связан непосредственно с численностью данных кадров. Так численность лиц, охваченных высшим образованием в России имеет тенденцию к уменьшению (табл. 2).
Таблица 1
Динамика числа вузов России за период с 1990 по 2015 годы
Учебный год |
Вузы |
||
Всего |
Государственные и муниципальные |
Частные |
|
1990/1991 |
514 |
514 |
- |
2000/2001 |
965 |
607 |
358 |
2010/2011 |
1115 |
653 |
462 |
2011/2012 |
1080 |
1080 |
634 |
2012/2013 |
1046 |
1046 |
609 |
2013/2014 |
969 |
969 |
578 |
2014/2015 |
950 |
950 |
548 |
Источник: Росстат.
Таблица 2
Динамика численности студентов вузов России за период с 2012/2013 по 2014/2015 уч. годы
Учебный год |
Численность студентов вузов, млн. человек |
2012/2013 |
5,6 |
2013/2014 |
5,3 |
2014/2015 |
5,2 |
Источник: Росстат.
При этом наблюдается сжатие численности студентов вузов, в государственных, и особенно в негосударственных (частных) вузах.
При сохранении данной тенденции можно прогнозировать к 2021 году снижение численности студентов вузов России до уровня 2000 года (чуть более 4 млн. студентов). Ситуацию усугубляет демографический фактор Российской Федерации: к 2025 году численность молодежи, как основа инновационной составляющей, сократится на 10 млн. человек, что потребует корректировки направлений инновационного развития и определения новых приоритетов в развитии человеческого капитала страны.
Следующий риск определен объемом финансирования системы образования. Так на 2015 г. государственные расходы к ВВП уменьшились в общем, среднем профессиональном и высшем образовании (табл. 3).
Таблица 3
Динамика расходов на образование по отношению к ВВП России
Государственные расходы на образование к ВВП, % |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
общее образование |
2,01 |
0,98 |
0,9 |
среднее профессиональное образование |
0,3 |
0,28 |
0,27 |
высшее образование |
0,77 |
0,73 |
0,71 |
Источник: Росстат.
Исходя из сложившейся финансовой обстановки необходима корректировка, как планируемых мероприятий, так и самих показателей и целевых индикаторов, ориентиров стратегии инновационного развития России, связанных с формированием у населения с детства необходимых знаний, компетенций, навыков, а также системы непрерывного образования. Тем более что большая часть запланированных значений целевых индикаторов, по итогам 1 этапа реализации стратегии, не достигнута. Стратегия содержит терминологию несоответствующую положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Все вышеперечисленное доказывает необходимость пересмотра существующей Стратегии инновационного развития России, с учетом не только внешних инновационных рисков (инфраструктурного, кадрового и финансового), но и внутренних рисков. Среди внутренних инновационных рисков особое место занимает структура и уровень подготовки студентов по обобщенным направлениям. Так определяя перечень инновационных отраслей для страны, в вузовской системе по-прежнему выпускается большая доля специалистов в сфере экономических и социальных наук (табл. 4).
Таблица 4
Структура распределения студентов по обобщенным направлениям подготовки в России и странах мира [2], %
Страны |
Гуманитарные науки |
Экономика, управление и социальные науки |
Естественные науки и математика |
Инженерные специальности |
Сельское хозяйство |
Медицина |
Образование |
Сфера услуг |
США |
16 |
40 |
9 |
6 |
1 |
10 |
13 |
6 |
Франция |
15 |
41 |
14 |
13 |
1 |
9 |
3 |
4 |
Япония |
18 |
35 |
5 |
19 |
3 |
7 |
6 |
2 |
Финляндия |
15 |
23 |
9 |
20 |
2 |
19 |
7 |
5 |
Россия |
10 |
49 |
7 |
18 |
3 |
4 |
5 |
4 |
Наблюдается замедленное реагирование вузов на рыночные вызовы, требующее не только инфраструктурного обновления, но и нового содержательного наполнения, технологического соответствия международным стандартам качества образования. Данные требования предопределены целевой установкой второго этапа реализации стратегии инновационного развития России – будет сформирована целостная и работоспособная национальная инновационная система, адекватная расширяющемуся спросу на инновации со стороны секторов экономики, обеспечивающая поддержку инновационной активности на всех стадиях инновационного цикла.
Таким образом, в рамках реализации стратегии инновационного развития в сфере образования выделяются, как внешние, так и внутренние инновационные риски. Анализ и систематизация инновационных рисков, оценка факторов, влияющих на риски, может стать основой для формирования адекватных инструментов управления рисками и их прогнозирования. «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», как стратегический документ, определяющий перспективы инновационного пути развития нашей страны должен учитывать все факторы влияния и корректировка мероприятий, показателей и целевых должна базироваться на факторном анализе и учете произошедших изменений. Недооценка факторов, как и их переоценка, уровень произошедших изменений создают риск отрицательных последствий.
Библиографическая ссылка
Каракчиева И.В., Южакова Т.А. РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 9. – С. 45-48;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8203 (дата обращения: 21.11.2024).