Возведение любого крупного объекта, независимо от его целевого предназначения – сложнейшее и многогранное мероприятие. Инвесторы при осуществлении строительства привлекают сторонние организации, которые в последующем представляют его интересы на всем протяжении реализации проектов. Такие организации профессионально решают любые вопросы технического и юридического уровня и зачастую являются техническими заказчиками.
В терминологии Градостроительного кодекса РФ технический заказчик сегодня это «Физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом».
Для объективного понимания значимости технического заказчика в строительстве более подробно остановимся на функциях, которые на него возложены. По словам представителей службы технического заказчика, их основная задача заключается:
● в сборе и подготовке исходно-разрешительных документов;
● сопровождении процесса проектирования;
● проведении экспертизы проектов;
● получении разрешений на строительство;
● ведения технического надзора строительства;
● ввода объектов в эксплуатацию.
Учитывая интересы каждого, технический заказчик берет на себя ответственность за то, чтобы объект был сдан вовремя в соответствии с проектом и со всеми строительными нормами и правилами.
На технического заказчика возлагается большая ответственность за эффективным управлением строительным процессом. Данная организация играет важную роль организатора, который осуществляет взаимодействие между всеми участниками строительства, инвесторами (заказчиками), проектировщиками, подрядчиками и согласующими инстанциями, с целью достижения соответствия объекта строительства его технико-экономических и технико-эксплуатационных качеств, предусмотренных проектными и нормативными требованиями. Ее же обязанностью является строительный контроль, предполагающий обеспечение высокого качества строительства при соблюдении тех сроков, которые прописаны в проекте.
Индивидуальными компетенциями работников технических служб в первую очередь являются, представленные на рис. 1.
Эти компетенции необходимы, для ведения бухгалтерских, оперативных и статистических учётов, для подготовки и использования площадки строительства и контроля за ходом строительства.
Представители компании РОСАТОМ разделили данные компетенции по стадиям жизненного цикла проекта (рис. 2).
Рис. 1
Рис. 2
Помимо компетентности хороший эксперт, по версии Госстроя России, должен обладать еще целым рядом качеств. Основными из них являются способности:
● решать задачи, метод решения которых полностью или частично неизвестен;
● выявлять неочевидные проблемы;
● угадывать решение без его обоснования;
● предсказывать или предчувствовать будущее решение;
● противостоять мнениям большинства или общепринятым авторитетам;
● рассматривать проблему с разных точек зрения.
К сожалению сегодня практика показывает, что большинство компаний, предлагающих свои услуги технического заказчика, не соответствуют вышеперечисленным компетенциям и качествам, что приводит к низкому качеству строительства. Сегодня работа заказчиков сводится к поиску инвестиций, обеспечению своевременных расчетов за выполненные работы. И закономерно, что заказчик и подрядчик уступают друг другу: первый должным образом не спрашивает за качество, а второй не предъявляет претензий за несвоевременную оплату выполненных работ.
Взаимные уступки приводят к различным негативным последствиям в деятельности участников строительного процесса. С этим мириться дальше преступно. Что необходимо делать?
● Дополнительное профессиональное образование.
● Переподготовка и повышение квалификации.
● Второе высшее образование.
● MBA.
План развития:
● Разработать требования к составлению и разработке программ обучения.
● Разработать единую программу обучения.
● Разработать типовые отраслевые методические рекомендации по формированию структуры подразделений, выполняющих функции технического заказчика.
Библиографическая ссылка
Рассоленко К.В., Манухина Л.А. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАКАЗЧИКА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 10-1. – С. 33-35;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8496 (дата обращения: 21.11.2024).