Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

Шарипов Ф.В. 1
1 Уфимский государственный авиационный технический университет

Теоретическая и практическая значимость пособия состоит в том, что в современных условиях первостепенное значение приобретает проблема повышения эффективности управления организациями, в том числе и образовательными учреждениями всех уровней. Успешность решения этой проблемы в решающей степени зависит от управленческой компетентности руководителей, от их умения управлять образовательной организацией и сотрудничать с людьми.

Необходимость овладения студентами и преподавателями педагогических вузов организационно-управленческой компетентностью обусловлена тем, что молодые специалисты, имеющие опыт преподавания и организационной работы, могут претендовать на те или иные руководящие должности в любом типе образовательного учреждения. Следовательно, студенты педагогического вуза, независимо от специальности, должны быть подготовлены в области организационно-управленческой деятельности, т.е. педагогического менеджмента. Данная учебная дисциплина включена в учебные планы подготовки магистров образования.

В учебном пособии определены предмет, цели и задачи педагогического менеджмента, раскрыты значение управленческой компетентности в деятельности преподавателя и руководителя, связи дисциплины с другими науками. Отмечено, что управленческие и психолого-педагогические знания помогают руководителю лучше взаимодействовать с людьми, установить с ними психологический контакт, в случае необходимости оказывать на них воздействие, эффективно общаться с людьми, руководить персоналом (подчиненными), установить благоприятный психологический климат в группе (коллективе), формировать и развивать положительную мотивацию трудовой и творческой активности. В современных условиях усложнения психолого-педагогических, информационных и организационно-управленческих задач в образовательных учреждениях управленческая грамотность каждого учителя и директора школы, преподавателя и руководителя колледжа или вуза становится частью их профессиональной культуры.

Рассматривая теоретические основы педагогического менеджмента, автор раскрывает сущность и структуру управленческой деятельности, функции и принципы управления в образовательных учреждениях, методы и стиль руководства, ситуационные подходы к руководству. На основе изучения теории менеджмента и обобщения передового опыта управления организациями в различных странах, в том числе в Японии, Ф.В. Шарипов утверждает, что в настоящее время оптимальным считается гуманистический стиль руководства, где во главу угла ставятся здоровье, потребности, интересы, способности, нравственная сфера, уровень культуры и другие качества личности сотрудников. Лозунг такого стиля: не человек для производства, а производство для человека. Рабочее место специалиста становится полигоном для проявления и развития его способностей, профессионального мастерства, самовыражения и творчества. Отношения между руководителем и подчиненными строятся не по принципу единовластия и подчинения, а на основе сотрудничества, сотворчества, взаимного уважения, взаимопомощи. При таком стиле работы и взаимоотношений руководитель становится не начальником для подчиненных (как прежде), а наставником, консультантом, организатором.

При анализе системы управления образованием в России раскрыты состояние и актуальные проблемы системы образования в нашей стране, различные концепции дальнейшего ее развития, рассмотрены компоненты государственной системы управления образованием. Определенный интерес для читателя представляет информация о Болонском процессе интеграции высшего образования России в Европейское образовательное пространство. Осуществлена классификация образовательных учреждений различного уровня, определено их предназначение, рассмотрены вопросы организации системы управления образовательным учреждением. В качестве примера дан анализ функционирования кафедры как структурной единицы образовательного учреждения.

Значительным вкладом автора в теорию педагогического менеджмента является разработанная им модель личности современного руководителя образовательного учреждения и на этой основе определение требований к его личностным качествам. В этой части учебного пособия раскрываются особенности деятельности руководителя, вопросы о лидерстве и власти, взаимоотношениях руководителя и сотрудников, о стрессе в профессиональной деятельности руководителя и способах его преодоления.

Наряду с этим в учебном пособии рассматриваются личность и деятельность преподавателя как субъекта образовательного процесса: общая характеристика и основные функции педагогической деятельности, проблема ее мотивации. При определении требований к преподавателю использован компетентностный подход.

Особый интерес для учителей, преподавателей и руководителей учебных заведений представляют вопросы, связанные с образовательным процессом и учебно-познавательной деятельностью учащихся как с объектами управления. Сюда относятся: структура образовательного процесса, планирование целей и содержания образования, технологический и контрольно-оценочные компоненты образовательного процесса, характеристика учебной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, вопросы управления самостоятельной работой учащихся. При рассмотрении технологического компонента образовательного процесса достаточно подробно изложены особенности современных технологий обучения: информационно-компьютерной, дистанционной, модульной, игровой и др.

Отдельная глава посвящена анализу социально-психологических явлений и процессов, происходящих в педагогическом коллективе. Подчеркивается, что одним из основных результатов организаторской деятельности директора как менеджера являются социальные показатели образовательного учреждения: уровень образования, квалификации и профессионального мастерства преподавателей и сотрудников, состояние их здоровья, состояние трудовой дисциплины, текучесть кадров, условия труда, быта и отдыха, состояние психологического климата в коллективе и многие другие показатели. При умелой, качественной организаторской деятельности руководителя – коллектив развивается, улучшаются его социальная структура, социально-психологический климат, самочувствие и настроение людей, изменяется к лучшему их отношение к работе, рабочему времени, оборудованию и т. д., возрастают трудовая и общественная активность людей, требовательность друг к другу, и наоборот, при плохой, неумелой организаторской деятельности руководителя производственные, социальные, социально-психологические и нравственные показатели трудового коллектива ухудшаются.

Для устранения недостатков фронтально-индивидуальной формы организаци обучения выдвинута идея учебного сотрудничества (преподавателя и обучающихся, студентов в малых группах) раскрыты сущность, основные характеристики, функции, приемы и формы педагогического общения, а также барьеры общения и способы их устранения.

В учебном пособии рассматривается также одна из актуальных проблем системы образования – проблема качества образования. На основе анализа литературы по данному вопросу уточнено понятие о качестве образования, выделены элементы системы управления качеством, определены показатели качества и методы их диагностики.

Как известно, деятельность любого руководителя или педагога предполагает систематическое принятие ответственных организационных решений. Этот, достаточно сложный вопрос освещается в отдельной главе книги, в которой раскрыты сущность, особенности, типология и характеристики управленческих решений, этапы процесса их подготовки и принятия, эвристические методы решения управленческих задач.

Последняя глава включает вопросы управления персоналом в образовательных учреждениях (подбор и расстановка кадров, повышение квалификации, оценка и аттестация педагогических работников, адаптация новых сотрудников).

С целью организации самостоятельной работы обучающихся и для самоконтроля усвоения знаний после каждой главы приведены соответствующие вопросы и задания.

Книга будет полезной не только студентам педагогических вузов, но и учителям и руководителям школ, преподавателям вузов и колледжей, сотрудникам центров переподготовки и повышения квалификации кадров, а также сотрудникам системы управления образованием.


Библиографическая ссылка

Шарипов Ф.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 10-2. – С. 145-147;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8559 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674