Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,484

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (ПРОЕКТ)

Бороненко Т.А. 1 Кайсина А.В. 1 Федотова В.С. 1
1 АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Научно-исследовательская работа студентов выступает одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса, быстро адаптироваться к современным условиям развития экономики. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом образовательной программы магистратуры и направлена на формирование ценностного отношения обучающихся к научно-исследовательской деятельности, освоение системы знаний и умений в области методологии и методов научного исследований, развитие исследовательских умений студентов, формирование опыта проведения исследований.

В условиях всеобщей информатизации образования с неуклонным ростом роли и значимости информационно-коммуникационных технологий особенно актуальными становятся вопросы организации, поддержки и методического сопровождения научно-исследовательской работы магистрантов с использованием возможностей современной информационно-образовательной среды, формирования у студентов умений и навыков по интеграции различных видов деятельности в рамках единой методологии, основанной на применении ИКТ, включая методы получения, обработки, визуализации, хранения научной информации, организации электронной научной коммуникации и т.п.

Развитие новых информационных технологий расширяет спектр информационных ресурсов и услуг, создает условия для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства, в целом меняет систему образования. Сегодня студент как исследователь должен владеть не только методологией научного исследования, но и философией электронного общества, новой технологической культурой.

Представленная программа научно-исследовательской работы магистрантов призвана решить задачу учебно-методического сопровождения научно-исследовательской работы магистрантов, оказать адекватную современным условиям информационного общества организационную поддержку исследовательской деятельности студентов.

Программа определяет цели, задачи, формы осуществления научно-исследовательской работы магистрантов, регламентирует содержание и ожидаемые результаты на каждом этапе ее организации, требования к отчетным материалам и критерии оценивания. Подробно представлен сценарий и методическое обеспечение научно-исследовательского семинара как одной из форм организации научно-исследовательской работы магистра.

Содержание модулей программы выдержано в логике подготовки законченного исследования – магистерской диссертации. При этом освещены не только традиционные вопросы организации научного исследования (выбор темы, постановка проблемы, определение актуальности, постановка цели и задач исследования, формулировка гипотезы и т.п.), но и продемонстрированы инструментальные возможности ИКТ на всех этапах его выполнения.

Раскрытие потенциальных возможностей современных информационных технологий, развитие умений обучающихся использовать эти возможности в решении профессиональных и исследовательских задач формируют информационную культуру будущих специалистов, а многофункциональность, оперативность, продуктивность, насыщенность информационно-образовательной среды позволяют студентам быстро, эффективно и творчески самореализоваться при использовании ИКТ в научно-исследовательской деятельности. Этот факт предопределяет практическую значимость и оригинальность представленной программы научно-исследовательской работы студентов.

В основу разработки программы НИРС положены следующие принципы: интеграция учебной и научно-исследовательской компоненты образовательного процесса в вузе; последовательность в освоении методов научного исследования в соответствии со стадиями образовательного процесса; использование разнообразных форм организации НИРС; рефлексия образовательных результатов на каждом этапе выполнения научного исследования.

Структурно программа представлена четырьмя модулями. Первый модуль посвящен определению места научно-исследовательской работы в структуре профессиональной подготовки магистрантов. Представлены цели и задачи, содержание и основные результаты научно-исследовательской работы магистрантов на разных этапах ее организации. Второй модуль характеризует магистерскую диссертацию как вид научного исследования и результат научно-исследовательской работы магистрантов. В третьем модуле охарактеризованы основные этапы подготовки магистерской диссертации. Подробно описана процедура выбора темы исследования, планирования деятельности по написанию исследовательской работы, поиска научной информации, в том числе с использованием информационных технологий, формулирования логически обоснованных выводов в результате критического анализа информации, самостоятельного решения исследовательских задач, применения методов научного исследования, проведения экспериментальной работы, в том числе с использованием Интернет-технологий, оценки теоретической и практической значимости результатов исследования, обсуждения результатов исследования, организации электронной научной коммуникации, структурирования и оформления работы в соответствии с требованиями. Четвертый модуль раскрывает технологию публичной защиты магистерской диссертации.

В конце каждого модуля приведены вопросы для обсуждения и задания для организации самостоятельной работы студентов, которые позволяют студентам не только освоить соответствующую терминологию, научную методологию на уровне навыков и умений, но и пройти научную практику с использованием ИКТ.

Научно-исследовательская работа студентов в современной информационно-образовательной среде способствует развитию творческого потенциала обучающихся, эффективному приобщению их к научному творчеству и научной деятельности, повышает качество обучения студентов; формирует потребность непрерывного самосовершенствования в соответствии с инновационными процессами в науке, обществе, экономике; расширяет научные горизонты обучающихся; создает новые модели и формы взаимодействия в научном сообществе.


Библиографическая ссылка

Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (ПРОЕКТ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 10-2. – С. 192-193;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8607 (дата обращения: 05.12.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074