Приспосабливаясь к условиям трудовой деятельности, человек вырабатывает индивидуальный стиль, позволяющий успешно выполнять одну и ту же работу людям с разным качеством с учетом индивидуальных свойствам нервной системы. Обучаемый испытывает склонности одновременно к нескольким профессиональным областям и затрудняется в окончательном выборе образовательной траектории с учетом прогнозируемой профессиональной деятельности, – что требует изучение свойств его нервной системы, которое может помочь педагогу (консультанту) рекомендовать ему определенную область, к условиям труда он наиболее адекватен в настоящем.
Таким образом, эволюционные и революционные этапы развития социума в современных информационно насыщенных условиях обусловливают актуальность применения технологий оценки психологического статуса обучаемого, базирующихся на классических и хорошо зарекомендованных методах и возможностях компьютерного моделирования. К таковым, безусловно, относятся тесты Люшера [3] и «неизвестное животное [5].
В настоящее время применяется множество методик и их программные реализаций в специализированных экспертных систем, позволяющих оценивать составляющие психических процессов и их свойства [1, 2, 4, 5].
Актуальность проведения исследования в данной области определяется государственной программой совершенствования образовательного процесса [6].
Методы и материалы исследований: экспертный анализ, имитационное моделирование, результаты тестирования обучаемых, итоги этапов прохождения образовательной траектории и оценки психологического статуса по результатам тестов Люшера и «несуществующего животного».
Результаты исследований и их обсуждение
Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.
Тест несуществующее животное основывается на исследовании психомоторной связи. Для регистрации состояния психики в данном случае используется исследование моторики (в частности – моторики рисующей доминантной руки – зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка).
При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношение к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.
По своему характеру тест «несуществующее животное» относится к числу проективных. Для проведения теста требуется лист бумаги, простой мягкий карандаш и резинка. Инструкция: придумайте и нарисуйте несуществующее животное назовите его несуществующим именем. Для анализа применяются следующие характеристики рисунка: положение на листе, центральная смысловая часть фигуры, несущая часть фигуры, части над фигурой, контур фигуры, общая энергия, тема рисунка, уподобление животного человеку, творческие возможности.
В настоящее время известно большое количество работ, посвященных изучению влияния индивидуальных психологических факторов на успеваемость студентов и учащихся [1, 2, 6]. С этой целью изучены психологические характеристики обучаемых и их успеваемостью, отражающей интеллектуальные и адаптационные возможности по освоению определенной образовательной траектории.
В эксперименте участвовало 52 мужчин и 60 женщин в возрасте от 20 до 25 лет. Учащиеся были разделены на две группы: в первую входили успевающие на «хорошо» и «отлично», во вторую – на «удовлетворительно». Успешность обучения оценивалась по текущей успеваемости.
В тесте «несуществующее животное» испытуемым предлагалось придумать и нарисовать на листе бумаги несуществующее в реальной жизни животное и дать ему название. Каждый анализируемый признак оценивался по 5 бальной шкале и определялся наличием следующих элементов:
0) агрессия – острые углы на контуре (щетина, иглы ), когти, рога, зубы;
1) инфантилизм – похожесть животного на человека, положение прямохождения, одежда, название животного;
2) самооценка – положение на листе, положение хвоста (вправо, влево, вверх, вниз), функциональные элементы над фигурой (дополнительные ноги, щупальца, крылья);
3) общая энергия – положение головы (вправо, влево), дополнительные функциональные элементы, количество деталей тела, прорисовка животного;
4) демонстративность – наличие ресниц, украшающих элементов, название животного;
5) страх (тревога) – голова влево (в сочетании с остальными признаками) резкая подрисовка радужки глаз, открытый рот (округлой формы) без языка и губ, сильное затемнение контурной линии и жирный нажим);
6) творчество – количество сочетающихся частей тела, оригинальность рисунка.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1) психологический темперамент характеризуется следующими особенностями: Холерик – страх ниже среднего, Сангвиник – при нулевой демонстративности или среднем уровне энергии и творчества у мужчин и небольшом уровне страха и среднем творчестве у женщин, Флегматик – при среднем творчестве или им же в совокупности с нулевым страхом у мужчин и нулевой демонстративностью или низкой агрессией и средней энергией у девушекк, Меланхолик – при творчестве ниже среднего.
2) только у девушек, наряду с эмоциональной нагрузкой теста Люшера, проявляются такие качества, как демонстративность и страх – они оказали влияние на высокие оценки по гуманитарным предметам при низком страхе;
3) средние оценки (3,6–4,6) по техническим дисциплинам (и в общем-то в среднем) наблюдались при низкой демонстративности и чувстве страха;
4) у мужчин средняя и выше успеваемость дифференцируется свойствами психики, отражаемые оранжевым, коричневым и белым цветами;
5) Результаты тестов Люшера и «Неизвестное животное» взаимно сопоставимы, поскольку показывают коррелирующие характеристики текущего психоэмоционального состояния личности обучаемого при освоении им определенной образовательной траектории;
6) Результаты тестов Люшера и «Неизвестного житного» объективно отражают способность обучаемого к освоению знаний гуманитарного и технического характеров и тем самым позволяют оперативно осуществлять педагогическое и терапевтическое воздействия;
7) Анализ связей результатов тестов «Несуществующее животное» и «Цветовой тест Люшера» выявил отсутствие половой дифференциации и доминирование в инфантилизме, энергии и демонстративности, страхе и творчестве комбинация первого и третьего номеров теста Люшера
8) Применение 3D – модели способствует коррекции психо-эмоционального состояния обучаемого в процессе аутотренинга;
На основе проведенных исследований предлагается:
По рисунку неизвестного животного осуществить с помощью 3D принтера конструирование «мягкой» и «трансформируемой» конструкции авторского и единовременно уникального «неизвестного животного». Предложить обучаемому возможные коррекции «созданного» им животного. Отслеживать изменения образа «неизвестного животного» по мере его коррекции как элемента аутотренига.
Таким образом, исследования в рассмотренном направлении является перспективным и актуальным.
Библиографическая ссылка
Артеменко М.В. 3D МОДЕЛЬ «НЕИЗВЕСТНОГО ЖИВОТНОГО» КАК ПЕРСПЕКТИВА АУТОТРЕНИНГА ОБУЧАЕМОГО // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-4. – С. 498-500;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8622 (дата обращения: 21.12.2024).