Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

АБРИС ПАРАДИГМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Павлова Л.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
В статье описан абрис парадигмы педагогического управления ученическим коллективом. Парадигма педагогического управления ученическим коллективом является исходное ценностно-целевое формирование. Контурное описание парадигмы педагогического управления ученическим коллективом позволяет обусловить содержание парадигмы посредством определения функций ее компонентов, форм их представления, наполнение содержанием компонентов парадигмы, описание взаимодействия субъектов образовательной деятельности и принципов стиля профессионального мышления педагога с целью реализации управленческой компетентности.
парадигма
аксиологический компонент
онтологический компонент
методологический компонент
педагогическое управление
ученический коллектив
1. Захарова Л.Н. Парадигма управления как организационное основание работы психолога на предприятии // Materially IV mezinarodni prakticka conference «Evropska veda XXI stoleti – 2008». 16–31 kvetna 2008. Praha: Publishing House «Education and Science». Dil 9. P. 30–33.
2. Кун Т. Структура научных революций. М.:ООО «Издательство АСТ», 2003. – С. 6.
3. Павлова Л.Н. Парадигма профессионального образа педагога: эволюция взглядов // Alma mater. Вестник высшей школы. – 2013. – № 10. – С. 36–39.
4. Павлова Л.Н. Профессиональная деятельность педагога: содержательный и организационно-временной аспекты педагогического управления ученическим коллективом // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 5 (Часть 3). – С. 502–505.
5. Павлова Л.Н. Профессиональная деятельность педагога по управлению ученическим коллективом // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1 (28). – С. 89–96.

Парадигма профессионального образа педагога, опубликованная нами ранее отражает эволюционный ход представлений функций педагога в рамках истории и философии образования [3].

Современная трансформационная парадигма образования трактует сущность образования через способность развития человека до осознания себя как источника причины того, что с ним происходит. Профессиональный образ педагога основан на характеристике его качеств личности. Вместе с тем, трудовые компетенции педагога определяют круг профессиональных обязанностей, которые ограничиваются в свою очередь кругом профессиональной подготовленности, а профессиональная подготовленность обуславливает личностные качества педагога.

Нами исследуется в аспекте профессиональной подготовки и в процессе профессиональной деятельности управленческая компетентность педагога.

Управленческая компетентность педагога представлена двумя компонентами: организационной компетенцией и собственно управленческой компетенцией. Реализация организационная компетенция педагога предполагает обеспечение организации деятельности ученического коллектива, собственно управленческая компетенция педагога заключается в осуществление функций управления. На практике осуществление управленческой компетентности педагога выражается посредством педагогического управления ученическим коллективом в виде организации ученического коллектива и управления им для исполнения образовательного процесса.

Результатом реализации управленческой компетентности является переход объекта образования, представленного в форме ученического коллектива в субъект образования, выраженного в форме самоуправления ученического коллектива [5].

Парадигму педагогического управления ученическим коллективом, с нашей точки зрения, следует определять как исходное ценностно-целевое формирование, эволюционного типа, соединяющее профессиональную деятельность педагога и деятельность ученического коллектива в области педагогического управления и ученического самоуправления процессом, включающим все этапы управления с целью развития самоуправления коллектива как одно из условий самоуправления личности обучающихся.

Таблица 1

Абрис парадигмы педагогического управления ученическим коллективом

№ п/п

Компоненты

Функции

Форма представления

1

Аксиологический

Ценности и смыслы

Организационные ценности педагогического коллектива

2

Онтологический

Взаимодействия субъектов

образовательной деятельности

Определение категории, структуры и закономерностей; описание пространства, времени, движения

3

Методологический

Принципы стиля

профессионального мышления

Методологические положения педагогического управления ученическим коллективом, принцип опережающего действия

 

Целью данной статьи является представление абриса парадигмы педагогического управления ученическим коллективом.

Критической точкой в системе образования является педагог, который, выполняя управленческие функции в рамках профессиональной деятельности, вступает во взаимодействие с другими участниками управленческого процесса, формирует зону педагогического управления.

Исследование данного феномена нами ограничено областью педагогического управления ученическим коллективом. Теория изучения представляется в виде парадигмы педагогического управления ученическим коллективом.

Задачей данной статьи является знакомство с абрисом парадигмы педагогического управления ученическим коллективом.

На основе идеи системного подхода и теории Т. Куна абрис парадигмы педагогического управления ученическим коллективом представляет собой систему компонентов аксиологического компонента, онтологического компонента и методологического компонента (табл. 1).

Каждое образовательная организация представляет собой культурное пространство. Ведущую роль в культуре организации представляют организационные ценности, которые характеризуются относительной устойчивостью, социальной обусловленностью, общепринятостью [2].

Организационные ценности выражаются в виде предметов, явлений и процессов, направленные на удовлетворение потребностей членов организации. Организационные ценности образовательной организации объективно связаны с условиями педагогической профессиональной деятельностью.

Организационные ценности представляют собой ядро парадигмы в виде аксиологического компонента парадигмы. Организационные ценности определяют видение проблем, их значимость, выбор способов решения задач [1].

Следовательно, ядром парадигмы педагогического управления ученическим коллективом будет аксиологический компонент, реализуемый посредством выполнения профессиональных обязанностей педагогическим работником на основе личностных ценностей, которые основаны на образовательной деятельности организации.

Онтологический компонент парадигмы педагогического управления ученическим коллективом включает изучение принципов педагогического управления ученическим коллективом посредством определения его категорий, структуры и закономерностей; описание пространства, времени, движения.

Онтологический компонент парадигмы педагогического управления ученическим коллективом является схемой решения выполнения профессиональной педагогической функции – управление ученическим коллективом. Компонент представляет совокупность знаковых образов, характеризующие взаимодействия субъектов образовательной деятельности (табл. 2).

Согласование действий субъектов процесса образования основывается на разграничении по содержанию и способу выполнения педагогической деятельности и педагогического управления, определении различий между функциями управления и менеджмента в аспекте педагогической деятельности.

Выдвигая основную идею организации управления ученическим коллективом в образовательном процессе важно для каждого отдельного случая охарактеризовать отношения педагога и ученического коллектива, базируясь на знаниях социальных, психологических и педагогических наук с целью формирования содержания профессиональной деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу. Тем самым способствовать определению функций педагогического управления, а так же порядок их реализации по отношению к ученическому коллективу.

Таблица 2

Онтологический компонент парадигмы педагогического управления ученическим коллективом

№ п/п

Содержание компонента

Взаимодействия субъектов

образовательной деятельности

1

Профессиональная деятельность педагога: содержательный и организационно-временной аспекты педагогического управления ученическим коллективом

Содержание и сроки реализации педагогического управления ученическим коллективом

2

Педагогическое управление и педагогическая деятельность: содержание и их реализация

Различия по содержанию и способу выполнения педагогического управления и педагогической деятельности

3

Характеристики управления и менеджмента в аспекте профессиональной деятельности педагога

Различия между функциями управления и менеджмента в аспекте педагогической деятельности

4

Логико-семантическая модель педагогического управления ученическим коллективом

Отношения педагога и ученического коллектива

5

Терминологическая основа понятия «ученический коллектив»

Качественная характеристика ученического коллектива

6

Понятие «механизм педагогического управления».

Определение понятия «механизм педагогического управления»

7

Модель механизма педагогического управления ученическим коллективом

Содержание и принцип работы механизма педагогического управления ученическим коллективом

8

Акмеологическая субстанция механизма педагогического управления

Процесс саморазвития механизма педагогического управления ученическим коллективом

9

Технология организации ученического самоуправления как условие реализации механизма педагогического управления

Процесс реализации механизма педагогического управления ученическим коллективом

10

Теоретическая модель педагогического управления ученическим коллективом: технология

Содержание и правила использования технологии педагогического управления ученическим коллективом

11

Каркасная структура педагогического управления ученическим коллективом: содержательный и организационно-временной аспекты

Схема содержания профессиональной деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу с целью реализации функций управления

12

Концептуальная модель педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива

Основная идея реализации педагогического управления ученическим коллективом с целью развития функций коллектива до состояния самоуправления

13

Концептуальная схема формирования структуры управления воспитательным процессом

Основная идея организации управления ученическим коллективом в образовательном процессе

14

Функции педагогического управления ученическим коллективом: иерархия, управленческая компетентность, условия реализации

Содержание функций педагогического управления, порядок их реализации по отношению к ученическому коллективу

15

Функциональные показатели качества педагогического управления ученическим коллективом

Определение качества реализации функций педагогического управления

Таблица 3

Методологический компонент парадигмы педагогического управления ученическим коллективом

№ п/п

Содержание компонента

Принципы стиля профессионального

мышления педагога

1

2

3

1

Концептуальная модель педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива

Методологические подходы и принципы их реализации

2

Каркасная структура педагогического управления ученическим коллективом: содержательный и организационно-временной аспекты

Структура содержания и порядок, этапы, механизм и технология, временные рамки выполнения профессиональной деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу

Окончание табл. 3

1

2

3

3

Теория реализации парадигмы педагогического управления ученического коллектива

Содержание реализации каркасной структуры педагогического управления ученическим коллективом: содержательный и организационно-временной аспекты парадигмы

4

Принцип опережающего отражения действительности как принцип парадигмы профессионального образа педагога

Принцип опережающего отражения действительности

5

Показатели качества управления образовательным учреждением

Педагогическое управление ученическим коллективом как качественный показатель управления образовательным учреждением

 

В нашем исследовании присутствуют авторские понятия «механизм педагогического управления ученическим коллективом» и «технология педагогического управления ученическим коллективом».

Возможности формирования знаний об управлении ученическим коллективом, содержание профессиональной педагогической деятельности по управлению ученическим коллективом определяются методологическим компонентом парадигмы педагогического управления ученическим коллективом (табл. 3).

Выводы

Прием контурного описания парадигмы педагогического управления ученическим коллективом позволяет обусловить содержание парадигмы посредством определения функций ее компонентов, форм их представления, наполнение содержанием компонентов парадигмы, описание взаимодействия субъектов образовательной деятельности и принципов стиля профессионального мышления педагога с целью реализации управленческой компетентности.


Библиографическая ссылка

Павлова Л.Н. АБРИС ПАРАДИГМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-4. – С. 518-521;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8627 (дата обращения: 21.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674