Современный уровень развития информационных технологий открывает новые горизонты в области высшего образования – благодаря внедрению дистанционного обучения стало возможным получать качественное образование удаленно, независимо от места проживания студента, постоянно повышать свою квалификацию. Кроме того, эта форма обучения дает возможность получать высшее образование людям с ограниченными возможностями здоровья [2].
Программы дистанционного обучения не предполагают постоянного присутствия студентов в вузе. Взаимодействие преподавателя и студента осуществляется посредством IT-технологий. При внедрении данного вида образовательных программ возможно их совмещение с занятиями, проводимыми в очной форме (семинары, коллоквиумы, лабораторный практикум и др.), что необходимо для укрепления профессиональных компетенций.
Дистанционное образование дает возможность студентам экономить свое время, повышать свою квалификацию, занимаясь одновременно на многих курсах, позволяет каждому обучающемуся индивидуально работать с преподавателем [1].
Основным инструментом реализации программ дистанционного образования является интернет, позволяющий вести непрерывный диалог преподавателя и студентов, независимо от места нахождения последних. Учебный процесс при дистанционном обучении состоит из классических элементов учебных курсов: лекций, практических и лабораторных занятий, семинаров, контроля знаний. Лабораторные работы студент может выполнить только виртуально [3].
В ходе работы с курсами дистанционного обучения преподаватель может регулировать сроки и условия выполнения заданий, даты проведения зачета или экзамена, допуск студентов к сдаче контрольных точек.
Наряду с положительными моментами дистанционного образования необходимо отметить и его отрицательные стороны. Во-первых, отсутствует межличностный контакт преподавателя со студентом, что ограничивает возможности мотивации обучаемых, передачи знаний и более точного контроля их уровня. Во-вторых, исключается работа студентов в группах, что ведёт в последующем к неумению работать в коллективе. В-третьих, выполнение работ «виртуально» не научит студента работать «руками», в лабораториях и на производстве.
Поэтому внедрение дистанционных форм образования идёт сегодня наиболее активно для гуманитарных направлений. Это связано также с отсутствием сложного лабораторного практикума при освоении компетенций.
При подготовке бакалавров по направлению «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» в соответствии с компетентностной моделью выпускника практически нереально полностью перейти на дистанционные формы обучения. Однако нельзя и отказываться от предлагаемых сегодня возможностей IT-технологий. В связи с этим перед нами встала задача выбора учебных курсов, преподаваемых на кафедре «Технология переработки сельскохозяйственной продукции», или их элементов для реализации их в форме дистанционного обучения.
При анализе учитывали возможности программного обеспечения университета, требования к освоению компетенций студентом, объём лабораторных работ, сложность теоретического материала.
В Новгородском университете внедрена система поддержки дистанционного образования – Moodle 2, являющаяся одной из лучших на сегодняшний день. В результате выполнения проекта развития дистанционных форм обучения в рамках Программы Стратегического Развития НовГУ завершен первый этап разработки дистанционных курсов для основных направлений бакалавриата: информатика, история, культурология, педагогика и психология, правоведение, философия, химия, экономика, экология, безопасность жизнедеятельности и другие. Проводится разработка и внедрение новых дистанционных курсов. Информация абитуриенту по многим дистанционным программам указана на сайте Университета.
Обычно работа студентов с курсами дистанционного обучения начинается с ознакомления с «Рабочей программой», включающей: темы лекционных, практических, лабораторных занятий, требования и оценочные критерии уровня освоения компетенций, описание форм контроля знаний, карту учебно-методического обеспечения курса.
Дистанционный курс содержит теоретические материалы, вопросы и тестовые задания для контроля знаний, методики выполнения практических работ и материалы для них.
На кафедре ТПСП для бакалавров направления 35.03.07 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» готовится к внедрению курс «Основы научных исследований». Критериями выбора данного курса являлись следующие:
– курс является базовой частью программы обучения по направлению 35.03.07 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», заявленному в лицензии НовГУ;
– для работы с данным курсом от студентов не потребуется установка дополнительного программного обеспечения;
– для работы с компьютером при освоении курса достаточно знаний и умений на уровне пользователя среднего уровня;
– курс «Основы научных исследований» рационально сочетает различные виды учебно-познавательной деятельности, что позволит эффективно управлять деятельностью студентов в ходе обучения;
– структура данного курса обеспечивает полный цикл самостоятельной работы студентов, без привлечения занятий, проводимых в очной форме,
– комплект учебных материалов программы «Основы научных исследований» обеспечивает разработку полностью готового для включения в учебный процесс продукта.
Освоение разрабатываемого дистанционного курса «Основы научных исследований» предлагается начинать со знакомства с информацией об организации курса и ответственности обучающихся – она расположена под приветственным словом преподавателя в виде «Тезисов курса».
На первом этапе студенты получат систематизированные теоретические учебные материалы, результатом ознакомления с которыми станет базовая основа знаний, проявится интерес к курсу. Теоретический материал пошагово подводит студента к выполнению практических заданий по пройденному материалу, предложенных в определенной последовательности. Практические задания содержат пошаговые инструкции к их выполнению, задания для самостоятельной работы студентов. По ходу работы с материалами курса проводится проверка знаний студентов, инструментами которой являются тестовые задания контроля, что позволяет преподавателю качественно и своевременно осуществлять оценку знаний студентов даже в режиме offline.
Обучение в системе дистанционного образования предполагает общение с преподавателем. Студент имеет возможность со всеми возникающими в процессе освоения курса вопросами обращаться на форум для контакта с преподавателем. Совместная работа студента и преподавателя являются залогом и основой успешного достижения цели, несмотря на то, что самостоятельной работе студентов при работе с курсами дистанционного обучения отводится основная роль. Для улучшения качества совместной работы у студентов есть возможность оставлять свои отзывы о курсе. Слаженные, хорошо организованные действия обучающихся под руководством преподавателя позволят обеспечить получение студентами направления 35.03.07 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» полного набора компетенций по данному дистанционному курсу, предоставят возможность применять полученные знания в будущей научной и производственной деятельности.
Библиографическая ссылка
Лаптева Н.Г., Глущенко Л.Ф., Глущенко Н.А., Петрова А.С., Ларичева К.Н. ВНЕДРЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-4. – С. 546-548;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8635 (дата обращения: 21.12.2024).