В современных экономических условиях для российских потребителей возрастает роль внутреннего рынка услуг гостеприимства и путешествий. Это приводит к потребности получения более подробной информации о состоянии сферы гостеприимства и туризма в Российской Федерации.
На официальном веб-сайте Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации (http://www.russiatourism.ru) регулярно публикуются следующие статистические данные:
– площадь номерного фонда коллективных средств размещения, тыс. кв. м.;
– cреднесписочная численность работников коллективных средств размещения, тыс. чел.;
– численность граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. человек;
– численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. человек;
– объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млрд. рублей;
– инвестиции в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения (гостиниц, прочих мест для временного проживания), млн. руб.;
– объем платных туристских услуг, млн. руб.
Изучение ежегодных официальных статистических данных позволяет оценить уровень развития сферы гостеприимства на региональном уровне, однако большая часть потенциальных потребителей такой анализ не проводит, а руководствуется иными факторами, например, отзывами других потребителей гостиничных и туристических услуг. Для получения актуальной информации о предпочтениях потребителей широко используются информационно-коммуникационные технологии (веб-сайты, социальные сети).
На основе отзывов потребителей гостиничных и туристических услуг формируются, в частности, рейтинги отелей. Например, на сайте tophotels.ru есть раздел «Рейтинги отелей» (http://www.tophotels.ru/main/ranksandawards/), в котором помещаются сведения о самых дорогих отелях, самых знаменитых отелях, самых необычных отелях. Веб-сайт выступает в качестве точки сбора «сырых» данных от потребителей услуг и агрегирования этих данных в виде, удобном для дальнейшей обработки различными методами (подробнее см. [1]).
Вместе с тем, интернет-технологии делают веб-сайт не только одним из удобных инструментов получения отзывов потребителей, но и позволяют с его помощью сопоставить пользовательские оценки объектов гостеприимства со статистическими данными, характеризующими их деятельность. Технологии создания динамических веб-сайтов описаны, в частности, в [2]. Кратко опишем основные элементы структуры такого веб-сайта. Это главная страница веб-сайта, на которой сделаны ссылки на веб-страницу с анкетой для опроса посетителей сайта, веб-страницу с результатами опросов по всем регионам, веб-страницу с детальными сведениями о регионе.
На веб-странице отображается картограмма регионов РФ и анкета для опроса посетителей сайта. Посетитель сайта оценивает показатели путем выбора одного из следующих вариантов: «хорошо», «очень хорошо», «отлично», «удовлетворительно», «плохо». Перечень оцениваемых показателей следующий:
– природно-климатические условия;
– экологические условия;
– культурно-исторические достопримечательности;
– разнообразие и привлекательность туристско-рекреационных ресурсов;
– уровень сервиса;
– транспортно-логистические условия;
– уровень развития информационной инфраструктуры сферы гостеприимства.
Визуализация результатов опросов по регионам в сочетании со статистическими данными
На веб-странице с результатами опросов по всем регионам отображается диаграмма, по горизонтальной оси которой – список регионов, ранжированный в соответствии со значением статистического показателя, по вертикали – варианты ответов, на пересечении строк и столбцов – результаты опросов (см. рисунок).
Рассмотренный комбинированный подход к оценке уровня развития сферы гостеприимства позволяет наглядно сопоставить оценку со стороны потребителей услуг с имеющимися статистическими данными, что может представлять интерес не только для потенциальных потребителей, но и для сотрудников государственных органов, координирующих развитие сферы гостеприимства на региональном уровне.
Библиографическая ссылка
Милорадов К.А. КОМБИНИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-4. – С. 608-609;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8661 (дата обращения: 21.12.2024).