Известно, что силиловые эфиры аминоспиртов являются достаточно эффективными стимуляторами роста сульфатвосстанавливающих бактерий (СВБ), используемых в процессе биологической очистки промышленных сточных вод от сульфатов и тяжелых металлов. В продолжение исследований представляет интерес изыскание потенциальных стимуляторов роста в ряду триэтилсилокси(N-метил-N-алкил(арил)амино)алканов (I а-е), синтезированных взаимодействием 2-замещенных 1,3-оксазациклоалканов, с триэтилсиланом, являющимся распространенным восстанавливающим и силилирующим агентов, селективно расщепляющим аминоацетальный фрагмент по связи С-О:
Si(С2Н5)3O(CH2) 2N(R)CH2R1 (I а-е),
где R = С3Н7 (I а); С4Н9 (I б, I г-е); с-С6Н11 (I в); R1 = С3Н7 (I а-в); С4Н9 (I г); С5Н11 (I д); СН2С6Н5 (I е)
О стимуляции роста СВБ можно судить по конверсии сульфатов, содержащихся в модельной сточной воде и росту концентрации H2S (таблица).
Установлено, что среди исследуемых соединений наибольшую стимулирующую активность проявил 1-триэтилсилокси-2-(N-пропилN-бензиламино)этан (I е).
Конверсия сульфатов и генерация сероводорода в процессе культивирования СВБ
Время, сутки |
Концентрация сульфатов / Концентрация сероводорода, мг/л |
||||||
Контроль |
I а |
I б |
I в |
I г |
I д |
I е |
|
0 |
1500/110 |
1500/110 |
1500/110 |
1500/110 |
1500/110 |
1500/110 |
1500/110 |
5 |
900/200 |
935/220 |
870/200 |
820/215 |
905/200 |
910/180 |
820/230 |
10 |
780/230 |
720/270 |
700/250 |
520/480 |
750/240 |
760/215 |
340/400 |
15 |
500/370 |
450/410 |
480/440 |
105/520 |
480/380 |
430/390 |
118/520 |
20 |
140/500 |
260/510 |
130/515 |
33/600 |
120/505 |
115/508 |
30/610 |
25 |
140/500 |
180/512 |
130/515 |
33/600 |
120/505 |
115/508 |
30/610 |
Библиографическая ссылка
Хлебникова Т.Д., Хлебникова Т.Д., Хамидуллина И.В., Хамидуллина И.В., Хусаинов М.А., Хусаинов М.А., Насырова Л.А., Насырова Л.А., Ильина С.Ф., Ильина С.Ф. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕМНИЙСОДЕРЖАЩИХ ПРОИЗВОДНЫХ ЗАМЕЩЕННЫХ АМИНОСПИРТОВ В КАЧЕСТВЕ СТИМУЛЯТОРОВ РОСТА БАКТЕРИЙ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЧИСТКИ СТОЧНЫХ ВОД. // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-5. – С. 673-673;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8810 (дата обращения: 21.11.2024).