Социальный туризм, согласно российскому законодательству это вид туризма, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей, при этом отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера. Формы и методы социального туризма проявляются при установлении льготных транспортных тарифов на воздушные и иные перевозки для молодежи, льготные прейскуранты на размещение для определенных категорий туристов. Хотя «социальный туризм» существует уже более 60 лет и хорошо развит в некоторых странах, его определения до сих пор по-разному интерпретируются в разных странах.
В западных источниках впервые определение социального туризма было дано в 1957 году В. Ханзикером: «Группа взаимоотношений и феноменов в туризме, приводящих к участию в процессах путешествий бедных или иначе ущемленных элементов общества» [2]. Для А. Хаулата социальный туризм обосновывается тем, что его индивидуальные и коллективные цели совпадают с концепцией современного общества по воплощению всех мер для обеспечения большей справедливости, благородства и удовлетворенности жизнью для всех жителей [4]. Более новое определение социального туризма было дано Международной организацией социального туризма: «совокупность взаимоотношений и феноменов, возникающих от участия в туризме, в особенности участия групп лиц с низкими доходами. Это участие осуществляется за счет инициатив исключительно социальной направленности» Это видение социального туризма приводит к новому акценту в определении его сущности. Это социальная и в большей мере моральная, нравственная сторона. Так как рынок туризма не в состоянии обеспечить продукт, который будет подходить всем, нужно вмешательство, чтобы сделать туризм доступным для всех. Самая последняя и более полная дефиниция социального туризма была предложена Л. Миннаерт, Г. Миллера и Р. Майтланда. Они считают, что: «социальный туризм – это туризм с добавленной моральной ценностью для принимающей или гостящей сторон туристского обмена». Это определение представляет социальный туризм больше с нравственной стороны [7].
Есть также другие видения природы социального туризма, основанные на «праве путешествия». Согласно выводам Декларации всемирной конференции по туризму в Маниле (1990 год) «Социальный туризм – это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании их права на отдых» [3].
Дж. Хоклэнд предлагает следующее определение социального туризма: «Концепция «социального туризма» подразумевает, что все граждане, независимо от экономической или социальной ситуации, должны иметь возможность поехать в отпуск. С такой точки зрения каникулярные путешествия должны рассматриваться как любые другие права человека, социальная потеря коих должна быть компенсирована государством для всеобщего благосостояния» [5].
Экономический и социальный комитет Евросоюза считает, что социальный туризм организован в некоторых странах ассоциациями, кооперативами и профсоюзами и предназначен для предоставления доступа к путешествиям наибольшему числу людей, в особенности из уязвимых слоев населения, и формирует свое определение социального туризма: «Каждый человек имеет право на отдых на ежедневной, еженедельной и годовой основе, и право на свободное время, которое позволяет им развивать каждый аспект их личности и их социальной интеграции. Право на туризм является конкретным выражением этого общего права, и социальный туризм – это инструмент для достижения универсального доступного средства для реализации этого права» [4]. Среди советских и российских авторов также есть разные взгляды на определение социального туризма. Самое первое определение было сформулировано В.И. Азаром, В.Н. Акишиным и М.Б. Биржаковым: «Социальный туризм – это разновидность туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, ветеранам войны и труда, и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку» [1].
На наш взгляд, это определение является наиболее полным, хотя отражает только его финансовую часть. Также есть различные дефиниции социального туризма в законопроектах Российской Федерации. В Законе «Об основах туристской деятельности в РФ», принятом Государственной Думой 4 октября 1996 года, социальный туризм определяется как «путешествия, субсидированные из средств, выделяемых государством на социальные нужды». Такая трактовка является неполной, так как непонятно за чей счет будут финансироваться социальные туры [6].
У российских и советских авторов наблюдается тенденция накладывать ответственность за финансирование социального туризма на государство. Это и отличает их от европейских авторов, при этом есть определения, данные учеными из Бразилии, которые также считают, что развитие социального туризма – прерогатива государства. Приведем сравнительный анализ определений по нескольким критериям, таблица.
Другими словами, социальный туризм – это любой вид туризма, расходы на который полностью или частично оплачиваются туристу из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды.
В Краснодарском крае в целях оказания социальной поддержки при использовании конституционного права граждан на отдых, развитие социального туризма осуществляется в рамках областной целевой программы развития туризма и имеет приоритетное значение. В крае действует Закон Краснодарского края от 01 августа 2012 года № 2568-КЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», также действует Распоряжение Главы Администрации Краснодарского края «О предоставлении субсидий (грантов) администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных некоммерческих организаций от 11 июня 2014.
Социальный туризм является одним из важнейших видов в системе туриндустрии, и нужен серьезный импульс для его развития и обращения к нему внимания со стороны государства и бизнеса. В этой сфере приоритетными направлениями являются лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный виды туризма. Решение проблем развития этой сферы возможно лишь комплексом мер, в том числе путем внесения изменений в действующую законодательную и нормативно-правовую базу. Безусловно, стратегически можно идти по развитию системы отпускных чеков, но есть немало вопросов, которые можно решать и в настоящее время.
В настоящее время средства федерального и региональных бюджетов на санаторно-курортное лечение граждан льготных категорий из года в год уменьшаются. Сказывается и отсутствие эффективных стимулов для работодателей для оплаты отдыха сотрудников.
У социального туризма есть конкурентные преимущества. Это, прежде всего, возвратность. В Краснодарском крае, затраты на программу «Дети у моря», через зарплаты, налоги и др. вернулись в бюджеты. Восстановление человеческого потенциала, как детей, так и взрослых, является важнейшим фактором социально-экономического развития.
Стоит также отметить и то, что огромное количество уникальных методик курортного лечения и оздоровления, а также лечебно-диагностические комплексы, которых нет в Европе в таком объеме, как в российских санаториях, в настоящее время затратны, и, казалось бы, утяжеляют турпродукт, делает его неконкурентоспособным. В российской здравнице медицинский персонал составляет от 30 до 50 % от общего числа сотрудников. А в зарубежных – один врач или несколько медицинских работников в санатории или даже на несколько гостиниц.
Развитие социального туризма абсолютно необходимо, экономически обосновано и выгодно. В настоящее время воспроизводство человеческих ресурсов важно для социально-экономического развития территорий.
Экономически выгодному развитию социального туризма способствует не наличие отдельных единичных инфраструктурных элементов, а созданная целеполагающая система, обеспечивающая доступ людей к полноценному отдыху, а значит и эффективному восстановлению физических и духовных сил.
К основным факторам, определяющим необходимость развития социального туризма целесообразно отнести:
1. Наличие существенной разницы в доходах населения страны. Попытки создания, так называемого, среднего класса пока не являются успешными, поэтому большое количество людей не могут использовать свое право на отдых в полной мере. Соответственно социальный туризм необходим как явление, которое позволяет реализовать гражданам свои конституционные права.
2. Развитие туризма благотворно влияет на экономику страны в целом. Несмотря на то, что социальный туризм не ставит своей задачей получение прибыли, даже скорее отрицает ее, он может благотворно повлиять на инфраструктурную составляющую регионов, способствовать созданию рабочих мест.
3. Улучшение имиджевой составляющей своей страны также можно отнести к причинам развития социального туризма, т.к. помимо развития инфраструктуры повышается и инвестиционная привлекательность регионов.
4. Необходимость патриотического воспитания молодежи. При условии постоянного и устойчивого развития социального туризма, туристские услуги становятся доступными для всех слоев населения, что немаловажно для молодежи, которая должна знать, любить и гордиться своей страной.
5. Направленность социального туризма на решение ряда социальных задач: предоставление нематериальных благ; формирование образовательного и культурного уровня населения; уменьшение материального неравенства; снижение социально-психологической напряженности в обществе; воспитание достойных членов общества.
В современной России развитие социального туризма возможно пока только через государственное регулирование. До сих пор в нашей стране нет нормативно-правового документа, регламентирующего механизм субсидирования государством, полагающуюся по закону помощь, предусматриваемую на социальные нужды. Нет нормативов, регламентирующих вопрос о том, когда, где и кто из туристов и на какие виды путешествий может получить финансовую поддержку.
Туризм на сегодняшний день имеет характер социальной ориентации целей развития современного общества. В современных условиях советская модель социального туризма неосуществима. Для восстановления социального туризма необходимы инновационные подходы, модели, направления, механизмы и конкретные меры решения в стране проблем социального туризма. Необходимо искать пути применения финансовых механизмов поощрения работодателей, являющихся спонсорами социальных туристских программ или компенсирующих своим работникам часть затрат на туристские услуги на территории Российской Федерации. Всячески следует поощрять любую инициативу поддержки программ социального туризма со стороны бизнес-сообщества. Важно добиться повышения доступности туристских услуг для наименее социально защищенных групп населения и учащихся.
Развитие социального туризма могло бы способствовать решению весьма актуальной в настоящее время социальной задачи – преодоление все увеличивающихся различий в уровне жизни различных слоев населения страны.
Сравнительный анализ определений социального туризма
Автор |
Объект |
Субъект |
Источник финансирования |
В. Ханзикер |
Не определен |
Малоимущие |
Не определен |
Международная организация социального туризма (ISTO) |
Организации социальной направленности |
Малоимущие |
Не определен |
Л. Миннаерт, Р. Майтланд, Г. Миллер |
Принимающая сторона |
Принимающая сторона |
Не определен |
Экономический и социальный комитет Евросоюза |
Не определен |
Все граждане |
Не определен |
В.И. Азар, В.Н. Акишин, М.Б. Биржаков |
Государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации |
Школьники, студенты, пенсионеры, ветераны войны и труда, и другие |
Государство, государственные и негосударственные фонды, и иные организации |
Дж. Хоклэнд |
Государство |
Все граждане |
Государство |
Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» |
Не определен |
Не определен |
Государство |
Проект Федерального закона «О социальном туризме», Комитета Государственной Думы РФ по туризму и спорту |
Не определен |
Слабозащищенные граждане |
Не определен |
Проект Федерального Закона РФ «О социальном туризме», Российской ассоциации социального туризма и Московского центра Академии туризма |
Не определен |
Граждане РФ |
Государство и другие |
И.О. Сердобольская |
Не определен |
Все граждане |
Не определен |
М. Альмейда |
Государство |
Индивидуум |
Государство |
Библиографическая ссылка
Карпова Ю.И., Волкова Т.А. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-5. – С. 676-679;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8813 (дата обращения: 21.11.2024).