Чтобы обосновать модель поведения тяжелых металлов в почве, необходимо изучить формы существования, трансформации и миграции тяжелых металлов в данном объекте.
Попав в почву, металлы распределяются среди биоты почвы, взаимодействуя с ней и оставляя повсюду негативные последствия такого взаимодействия. Опасность усугубляется тем, что ионы металлов не подвергаются химической и биологической деградации, как это свойственно органическим соединениям. Поэтому металлы в почве должны рассматриваться практически как постоянно присутствующие - они лишь переносятся или переходят из одной формы в другую в пределах данной системы. Форма существования металлов в почве сложна и их детальная идентификация с различными типами почв вряд ли целесообразна.
В модели учитываются реализуемые на практике методы определения общих характеристик состояния металла: ионная форма; комплексные соединения металла с природными органическими лигандами; форма металла, связанная с биотой; форма металла, связанного с коллоидами. Окислительно-восстановительные процессы с участием металлов переменной валентности, определяют растворимость соединений металлов и доступность микроэлементов для биоты почвы. Все эти процессы (физические, химические, биохимические), взаимосвязаны между собой, что часто трудно установить, что является причиной, а что следствием.
Токсичность тяжелых металлов зависит от образования комплексов с участием металлов прочных высокомолекулярных комплексов хелатного типа с органическими лигандами природного происхождения, которые снижают агрессивность металлов вплоть до полной детоксикации.
Поведение металла в системе «почва -биота», предназначается для прогноза временного поведения концентрации металла в почве.
Таким образом, модель имитирует естественное поведение металлов в почве в условиях различного типа антропогенных нагрузок.
Библиографическая ссылка
Мукашева М.А., Айткулов А.М, Тыкежанова Г.М., Нугуманова Ш.М. Обоснование принципов моделирования поведения тяжелых металлов в почве // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 3. – С. 22-0;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9 (дата обращения: 21.11.2024).