В географическом аспекте под термином «алас» понимают замкнутую или полузамкнутую безлесную котловину, образовавшуюся среди тайги в результате термокарста (вытаивания многолетней мерзлоты), с остепненно-луговой растительностью.
В последние годы интерес к Якутии и в том числе к мерзлотным явлениям увеличивается. Этому, возможно, больше способствует нахождение останков мамонтовой фауны, и гипотеза их оживления. Людей интересующихся терминами «алас», «булгуннях», «аласная культура» и т.д., особенно среди ученых и иностранцев все больше. В связи с этим можно рекомендовать вид научного туризма – познавательный маршрут по аласам. В этих районах Якутии еще сохранились территории с традиционными, аборигенными формами хозяйства, представляющие большую эколого-культурную ценность, так как народ саха продвинул глубоко на север скотоводство и коневодство, еще занимается хлебопашеством и огородничеством.
Об аласах достаточно литературы [по 1, 2]: о геолого-геоморфологических закономерностях формирования и эволюции аласов (Зольников, 1954а; Соловьев, 1959; Катасонов и др., 1979, Босиков 1991, Саввинов и др.,2008), о почвах (Доленко, 1916; Красюк, 1927; Зольников, 1954 б; Саввинов, 2007, Десяткин, 2008, и др.), о растительности (Маак, 1887; Дробов, 1913, Аболин, 1929; Шелудякова и др., 1954; Пермякова,1961; Усанова,1961; Караваев, 1964; Андреев и др., 1975; Кононов и др., 1979, Гоголева и др., 1987) и др.
Как указывает П.А.Соловьев (1959), в Лено-Амгинском междуречье представлены все модификации аласного рельефа и поэтому он является как бы эталоном, огромным опорным участком при изучении всей аласной области Центральной Якутии. Аласы широко распространены на Тюнгюлюнской и Абалахской террасах. Поэтому один аласный познавательный маршрут должен быть проложен по Лено-Амгинскому междуречью, где своим традиционным хозяйством занимается почти половина коренного населения.
Экологический познавательный маршрут мог просветить всех по разным интересам:
– об этапах развития термокарстовых ландшафтов, о динамике вечной мерзлоты в зависимости от типов землепользования.
– об истории освоения мерзлотных ландшафтов в суровых природно-климатических условиях; об укладе жизни в зависимости от климата и мерзлотного ландшафта;
– о современном состоянии мерзлотных ландшафтов в условиях глобальных изменений и антропогенного воздействия;
– о роли местного населения в модификации мерзлотных ландшафтов;
– о традиционных видах хозяйствования народа саха, с посещением натуральных действующих сайылыков-летников, о соотношении пастбищных и сенокосных угодий);
– о духовных особенностях веры народа: дух огня (дух верхних сил), байаная (дух охоты), салама (дух окружающей природы), сэргэ (дух гостеприимства) и т.д.
Маршрут может начинаться с г. Якутска: с посещения разных музеев и этнографических центров (это можно сделать и после маршрута, как обобщающее, можно и в начале – как вводное), где нужно сходить в местный краеведческий музей, музей мамонта, музей антропологический; посетить туристический объект – «Царство вечной мерзлоты», который находится в окрестностях Якутска, в ледяной штольне, расположенной внутри горы неподалеку от этнографического комплекса «Чочур-Муран», «Дом арчы» и т.д. Познакомиться с работой научно-исследовательских институтов (Институт мерзлотоведения РАН им. П.И.Мельникова, институт биологических проблем криолитозоны СО РАН и СВФУ, им. М.К. Аммосова), встретиться со специалистами, посетить их примечательные объекты.
Следующий этап – переезд на пароме через р. Лену в пос. Нижний-Бестях, далее поехать до стационара Института мерзлотоведения в местности Юкэчи, с ночевкой в палатках, и познакомиться со всеми динамическими этапами развития аласа (уейэ, дуедэ, тыымпы, молодой алас, зрелый алас, хонуу), далее через великие аласы Тюнгюлю-Борогонцы , где можно познакомиться образом жизни, посетить летники и сенокосные участки, увидеть воочию проблемы связанные с мерзлотой, подниматься на большие булгунняхи, описать степные склоны-байджерахи с ковылью, ломкоколосником и полынью якутской, затем остановиться в с. Сотенцы, где основан историко-архитектурный музей «Дружба» (на месте первого острога г.Якутска). Переправиться на пароме через р.Лену в пос. Кангалассы, где идет открытый способ разработки бурого угля и далее по пути можно познакомиться с ритуалами проведения национального праздника «Ысыах» на местности «Ус-Хатанг».
Маршрут может продлиться на три дня или на неделю, по интересам и возможностям туристов.
Библиографическая ссылка
Гоголева П.А. АЛАСЫ КАК ОБЪЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-4. – С. 500-501;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9183 (дата обращения: 21.11.2024).