Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Кабылбекова З.Б. 2 Жолдасбеков А.А. 2 Козыбаев Е.Ш. 2 Халила А.Н. 3 Халилаев А.Н. 4
2 Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова
3 Южно-Казахстанский государственный педагогический институт
4 Международный Казахско-Турецский университет им. Х.А. Яссави
1. Анисимов О.С. На пути к толерантному сознанию. – М., 2000. – С. 51.
2. Борытко Н.М. Толерантность педагога как способность к рефлексивному диалогу с воспитанником // ЭКО. – 2002. – №6. – 88 с.
3. Кудинова Н.М. Ценности толерантности в образовательной среде. // ЭКО. – 2002. – №6. – 88. с.
4. Малаева А.Т. Об адаптивных возможностях казахстанского общества // Глобализация и вопросы социокультурной адаптации: материалы II Конгресса социологов. – Астана, 2005. – С. 181-185.

Общение в социальной среде и обучение в школе, где имеет место взаимодействие носителей различных культур, является с одной стороны, предпосылкой к индивидуальности и уникальности личности школьника, а с другой стороны, определяет поликультурную направленность личности, ее толерантность. Поэтому постановка проблемы толерантного воспитания в условиях многонационального, поликультурного, поликонфессионального Казахстана является, на наш взгляд, актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей личностную, культурную, социальную и политическую значимость.

Значимость рассматриваемого вопроса нам видится в том, что исследуется относительно слабо изученная позитивная сторона поиска психолого-педагогических условий формирования толерантности личности. С этой позиции уместно сослаться на В.В.Макаева, который считает, что в исследовании проблем теории и практики поликультурного и толерантного образования и воспитания возможен и необходим методологический подход с позиции гуманизации и гармонизации человеческих отношений, а не только с позиции разрешения противоречий (конфликты, агрессия, ксенофобия и др.).

Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мирного сосуществования [1]. Конфликты, усугубленные проблемами безработицы, усилили темпы миграции, увеличили число мигрантов, ищущих работу в тех странах и регионах, которые некогда были монокультурными.

Одной из задач, поэтому становится совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия. Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом. В связи с этим актуализируется задача создания педагогических условий для формирования у учащихся опыта толерантных отношений и толерантного поведения. Мы определяем условия не только как совокупность факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность процесса разрешения интолерантной ситуации или конфликта, но и как среду, как совокупность стимулов, привлекательных средств этой среды, в которой протекает процесс формирования толерантности.

Проблема толерантности является предметом изучения различных наук: философии, социологии, психологии, этнографии, истории, религиоведения, культурологии и др. Для педагогической науки она приобрела особое значение в последнее десятилетие в условиях гуманистического воспитания. Для истории педагогики идея толерантности не является абсолютно новой. Многие ученые современности рассматривают понятие «толерантность» с позиций экзистенциально-гуманистического, диверсификационного, когнитивного, бихевиорального, диалогического, фасилитативного и социокультурологическог подходов [2].

Безусловно, определенное влияние на формирование толерантных качеств личности оказывают и такие факторы, как уровень экономического положения и политической стабильности в стране. Согласно модели С.Бочнера для этнических групп возможны четыре основных типа результатов межкультурного контакта:

• геноцид, то есть уничтожение противостоящей этнической группы и культуры;

• ассимиляция, то есть постоянное добровольное или принудительное принятие обычаев верований, норм доминантной группы вплоть до полного растворения в ней;

• интеграция, то есть сохранение этническими группами своей культурной идентичности при объединении в единое гражданское общество.

• сегрегация, то есть курс на раздельное развитие этнических групп.

В результате анализа исследований ученых различных аспектов толерантности, мы предполагаем, что для нашей республики наиболее характерна интеграция этнических групп. Исследования показывают, что в приграничных районах области уровень этнической толерантности снижается. Актуальность подобных утверждений подчеркивает тот факт, что Казахстан граничит с рядом других государств, таких как, Россия, Узбекистан, Киргизия.

Социально-культурологические теории, рассматривающие социализацию, и как следствие воспитание этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ, главным образом как процесс адаптации, приспособления юношества к культуре того или иного общества, недооценивают активность и изменчивость личности старшеклассника на всех этапах её развития [3].

Истоки многих этнических конфликтов и отчуждённости находятся в противоречии между принципами коллективизма и индивидуальными правами человека.

Мы считаем, что формированию толерантных качеств, соответствует идея объединения лучшего из коллективистских и индивидуалистских ценностей человечества. По мнению современных учёных, подобная идея могла бы сбалансировать права индивидуальности и коллективное право на благополучие общества [4].

Миротворческая позиция нашего государства в отношении толерантности отражена в создании Ассамблеи народов Казахстана, региональных и областных национальных культурных центров, студенческие Ассамблеи в учебных заведениях (например, Студенческая Ассамблея «Ынтымак» в Южно-Казахстанском государственном университете им. М. Ауезова (г. Шымкент) и др.

Однако данная проблема требует поиска комплексных путей и способов ее решения. Следовательно, формирование толерантности требует педагогического осмысления и большой целенаправленной работы как в педагогической науке, так и других научных областях. В психолого-педагогической науке внимание акцентируется на отдельные аспекты, имеющие отношение к толерантности (агрессия, конфликтность, стрессы и т.д.). Были рассмотрены основные признаки деструктивных социальных трансформаций, возникновение кризисов поведения (девиантное, деликвентное, протестное, депрессии), природа агрессии (Махмудова Н.Г., Медведев И.П., Саблина Н.А., Стефаненко Т.Г., Хорошилова Е.П., Шалин В.В., Шиянов Е.Н.).

Формой сосуществования этнокультуры является диалог. Этническая толерантность в таком диалоге выступает как один из решающих факторов сближения людей. Взаимодействие старшеклассников с объектами другой этнокультуры, взаимоотношения носителей различных культурных ориентаций, с одной стороны, позволяют глубже осознавать уникальность духовного и культурного достояния своего этноса; с другой – создаются условия для познания и понимания ценностей культуры других этносов, формирования уважительного отношения к иным этносам и их представителям.Этническая толерантность, являясь личностным качеством, позволяет старшеклассникам глубже познать чужое через свое, а свое через чужое.

Создание благоприятной толерантной среды – это поэтапный процесс целенаправленной деятельности всех субъектов образовательного социума, который характеризуется наличием деструктивных факторов, ведущих к формированию интолерантности. Поэтому особую значимость приобретают педагогические механизмы перехода от интолерантной среды к толерантной, которые помогут пресечению проявлений интолерантности и доминированию толерантных взаимоотношений между людьми. Задачи исследования в этом направлении обусловлены необходимостью разрешения ряда противоречий, характерных для современного образовательного процесса.

– между потребностями общества и государства в формировании толерантной личности и недостаточной реальной практикой конструирования педагогического процесса как средства развития толерантности у школьников;

– между потенциальными воспитательными возможностями школы и семьи в преодолении интолерантного поведения и недостаточной теоретической и практической разработанностью методологии и технологий ее формирования;

– между темпами совершенствования новых востребованных технологий и готовностью школы, семьи к внедрению их в свою деятельность.

Таким образом, исследовательская деятельность ученых в аспекте определения психолого-педагогических условий развития толерантных качеств личности учащегося в общеобразовательном пространстве создает многогранное поле для интеграции различных научных направлений.


Библиографическая ссылка

Кабылбекова З.Б., Жолдасбеков А.А., Козыбаев Е.Ш., Халила А.Н., Халилаев А.Н. К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-4. – С. 511-513;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9192 (дата обращения: 07.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674