Начальная школа, выступая особым этапом в жизни ребёнка, связана с изменением его деятельности, освоением новой социальной роли и расширением коммуникативных связей. Решающее значение приобретает формирование у детей широкого языкового кругозора, умения пользоваться возможностями русского языка, развитие творческого потенциала и коммуникативной компетентности. Современный этап развития нашего общества предъявляет достаточно высокие требования к уровню подготовки выпускника образовательных учреждений, который должен уметь выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, успешно решать жизненные задачи, занять активную жизненную позицию. С введением ФГОС нового поколения в начальную школу. Особое внимание должно уделяться формированию коммуникативных учебных действий, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, овладение правильной монологической и диалогической формами речи.
Ряд исследователей (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.) внесли значительный вклад в создание модели обучения, основанного на учебном сотрудничестве обучающихся и убедительно доказали не только саму возможность практической организации эффективных форм сотрудничества обучающихся начальной школы по поводу усвоения учебного содержания образовательных областей, но и зафиксировали позитивное влияние опыта сотрудничества на развитие общения и речи.
По нашему мнению, при формировании коммуникативных универсальных действий важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать недостатки и ошибки другой, но в дальнейшем обучающиеся переходят только к содержательному контролю (выявляются причины ошибок, разъясняется их характер).
Мы поддерживаем мнение Гребенченко Л.В. о том, что одной из наиболее эффективных форм работы по развитию коммуникативных навыков является групповая форма, которую можно использовать на любом этапе урока. Групповая работа на уроке позволяет вовлекать каждого обучающегося в процесс обучения. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Сначала, работая совместно, обучающиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, учатся планировать свою деятельность и деятельность группы. После этого каждый ребёнок сможет выполнить все перечисленные операции самостоятельно. Кроме того, работа в группах позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие не могут включиться в общую работу класса. Групповая работа младших школьников, по мнению Шипицыной Л.М., предполагает свои правила, которые должны соблюдать и дети, и учитель.
Однако приведенные выше формы занятий и рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания общей благоприятной атмосферы в ученическом классе и в школе, в целом. Необходимо развивать терпимость к иному мнению. Решающая роль при этом принадлежит учителю, который должен быть образцом проявления терпимости, не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель, общаясь с детьми, дает речевые образцы и оказывает помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т.д. Совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том случае, если она строится по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей.
По мнению Р.Т. Чарнецкой психолого-педагогическими условиями организации совместно-разделенной деятельности обучающихся являются следующие:
– отношения между обучающимися, объединяющимися в группу, должны быть положительными и нейтральными;
– групповое обучение будет эффективным при организации совместной деятельности с динамикой ролей;
– необходимо разработать и последовательно предъявлять систему задач, создающую возможность смены ролевых функций при решении каждой задачи;
– эффективность сотрудничества определяется возможностями обмена мнениями, анализировать и обсуждать действия партнеров в процессе постановки и решения задач; каждый член группы должен участвовать в реализации замысла, независимо от выполняемой им роли. Данные условия были экспериментально апробированы нами в ходе экспериментального исследования и дали положительные результаты.
Библиографическая ссылка
Морозова Ю.В., Мишанина В.И. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-4. – С. 559-560;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9232 (дата обращения: 21.11.2024).