Состав краеведческого УМК локального уровня (2 компонента):
1. Земля Абыйская: учеб. пособие по курсу «Родной край» для учащихся 5 класса / [Е.Е. Винокурова и др; науч. ред. проф. д.п.н. О.М. Кривошапкина]; М-во образования Республики Саха (Якутия), СВФУ им. М.К. Аммосова, Биол-геогр. факультет, Муниципальный р-н «Абыйский улус (район)», Управление образованием муниципального района «Абыйский улус (район)» – Якутск: Компания «Дани Алмас», 2013. – 2013. – 204 с.
2. Атлас Абыйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) / Атласов Г.П. и др. / под научной редакцией д.п.н., профессора Кривошапкиной О.М. – Якутск, 2014. – 60 с.; ил., карт.
Научный руководитель проекта и соавтор: Кривошапкина Ольга Милентьевна, проф. Северо-Восточного федерального университета
Потребители: учебно-методический комплекс (УМК) предназначен, прежде всего, для краеведческого изучения своего административного района учащимися 5 классов общеобразовательных школ Абыйского района Республики Саха (Якутия) на уроках по курсу «Родной край», введенного в якутские школы республики в 1992 году. Кроме того, содержание краеведческого УМК может вызвать интерес учителей начальной школы, преподающих предмет «Окружающий мир», и их юных подопечных. Полезен краеведческий УМК также действующим и будущим учителям географии, биологии, экологии и других естественнонаучных дисциплин, а также широкому кругу читателей.
Обоснование и актуальность выдвижения работы. Для реализации республиканской Концепции развития и обновления национальной школы в 1992 году в базисный учебный план якутских школ Якутии вошел курс «Родной край». Этот курс, согласно республиканской Концепции географического образования «География для будущих поколений» (авторы: Максимов Г.Н., Кривошапкина О.М.), направлен на изучение своей местности, то есть улуса (района).
В действующем Базисном учебном плане Российской Федерации, утвержденном в 2005 году, сформулированы рекомендации о необходимости «преподавании интегрированного учебного предмета «Краеведение» в основной школе» (5-9 класс). Таким образом, необходимость в создании краеведческих УМК для всех административных единиц республики становится очевидной. Однако с 1992 года учителя всех улусов (районов) Якутии вели этот краеведческий курс локального уровня без какого-либо учебно-методического обеспечения, кроме программы.
Начиная с 2002 года силами преподавателей двух кафедр института естественных наук СВФУ – географии и методики преподавания биологии, химии и географии (МПБХиГ) выполняется работа по реализации республиканского проекта «Создание краеведческих учебных пособий и атласов локального уровня для курса «Родной край» (5 класс) как основы реализации вариативного компонента базисного учебного плана общеобразовательных учебных учреждений Республики Саха (Якутия)», поддерживаемого ФГНУ «НИИ национальных школ РС (Я)» и Министерством образования РС (Я) (Автор проекта – профессор кафедры МПБХиГ Кривошапкина О.М.).
Практическая и социально-экономическая значимость краеведческого УМК локального уровня. Сверхзадачей проекта является обеспечение всех административных единиц республики (справка – в Якутии 36 административных единиц) краеведческими учебно-методическими комплексами, минимально включающими учебное пособие и атлас. В настоящее время временными творческими коллективами учителей географии, истории и биологии под руководством ученых СВФУ созданы:
1) учебные пособия для 9 регионов Якутии: г. Якутск, Абыйский, Амгинский, Вилюйский, Кобяйский, Намский, Нюрбинский, Таттинский, Сунтарский улусы;
2) краеведческие атласы для 10 регионов Якутии (Абыйский, Амгинский – 2 атласа, Верхневилюйский, Вилюйский, Кобяйский, Намский, Нюрбинский, Сунтарский, Таттинский, Чурапчинский улусы (районы).
Среди многочисленных целей, достигаемых с помощью указанных краеведческих комплексов, большое значение имеет воспитание у юного поколения и всех жителей улуса (района, города) чувства любви и гордости за родной край, достижение высокого уровня национально-культурной и региональной идентичности. Общеизвестно – только то, что знаешь, можно полюбить и беречь. Кроме того, использование краеведческих атласов, подготовленных на уровне, приемлемом не только для школьников, но и для более широкого круга читателей, создает положительный имидж улусов (районов, городов) республики для развития внутреннего и внешнего туризма.
Степень внедрения в образовательный процесс. Изданные краеведческие комплексы распространяются по школам и библиотекам соответствующих улусов (районов), и отзывы руководителей систем образования, в том числе улусных (районных), учителей, родителей, которые применяют в обучении данные пособия, самые положительные (см. Приложения к данному представлению).
Как следует из справок о внедрении краеведческих УМК, практически все учащиеся 5-х классов в городе Якутск и 9 улусах (районах) республики изучают курс «Родной край», имеющий свои оригинальные названия в каждом из регионов. Несмотря на направленность УМК на учащихся 5-х классов, активными читателями являются также обучающиеся в начальной школе и в более старших классах. В ходе подготовки учебно-научных исследований, представляемых на разного рода конкурсах и конференциях, в том числе «Шаг в будущее», учащиеся опираются на содержание пособий и атласов, так как эти произведения являются в высокой степени интегрированными и отражают своеобразие как природы, населения, хозяйства, так и истории и культуры регионов Якутии.
Отметим, что, несмотря на высокие в некоторых улусах (районах) тиражи (учебные пособия – 500 и 1000, атласы – 1000-3000 экземпляров), учебных пособий и атласов оказалось недостаточно.
Так, некоторые улусы (районы) Якутии, в силу высокого спроса учреждений образования и населения на краеведческие учебные пособия и атласы, считают необходимым их переиздавать, в том числе на двух официальных языках республики – русском и якутском. В качестве примеров – к настоящему времени переиздан (дополнен и расширен) «Атлас Амгинского улуса (района) РС (Я)», готовится обновленный учебник. В г. Якутск и Сунтарском улусе учебные пособия уже изданы на двух языках. В Сунтарском улусе готовится переиздание учебного пособия на якутском языке.
В целом, проект показал свою жизнеспособность и высокую эффективность, отработан авторский алгоритм и методика создания краеведческих учебных пособий и атласов, выявлено отсутствие аналогов подобной системной работы не только в Якутии, России, но и за ее пределами. Если на региональном уровне (областном, республиканском) наличие краеведческих УМК – явление распространенное, то на локальном уровне (город, улус (район) – дело будущего.
Так, в Чехии была опубликована статья Яромира Колейки, географа, доцента университета Масырыка (г. Брно), в которой он рассказал об якутском краеведческом проекте, прежде всего об атласах, и отметил необходимость выполнения подобной работы в своей стране.
В августе 2013 года в ходе юбилейных торжеств, посвященных 100-летию Якутского отделения Русского географического общества (РГО), гости республики вице-президенты РГО – д.г.н., профессор СПбГУ К.В. Чистяков и член-корреспондент РАН, д.г.н. А.А. Чибилев высоко оценили опыт работы по данному проекту и порекомендовали распространить этот опыт в системе образования РФ.
В целом, краеведческие учебные пособия и атласы являются совершенно оригинальными произведениями, их следует считать важнейшим достижением республиканской образовательной системы, ценными общедоступными интегрированными источниками знаний о районах республики, имеющими большое практическое и научное значение.
Библиографическая ссылка
Винокурова Е.Е., Никулина А.Н., Очирова А.В., Слепцова А.Д., Слепцова А.П., Черемкина Д.П. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ЛОКАЛЬНОГО УРОВНЯ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ АБЫЙСКОГО УЛУСА (РАЙОНА) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ И АТЛАС) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-4. – С. 561-563;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9235 (дата обращения: 21.11.2024).