Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК КАФЕДРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ

Ястребцева И.П. 1 Пронина А.А. 1
1 ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России
В статье раскрыта важность межкафедральной интеграции для формирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся. Средством установления диалога выбрана деятельность студенческого научного кружка, а именно участие в соревновательных мероприятиях. Их целью в данном случае является достижение комплексного подхода к получению новых знаний, что невозможно без построения междисциплинарных связей. Рассматриваются особенности организации конкурса «Лучший научный кружок». Указаны проблемы, возникшие при проведении мероприятия, предложены механизмы их решения. Обращено внимание на необходимость обеспечения информационной и методологической преемственности между кафедрами. Дается заключение, что построение междисциплинарной интеграции позволяет методологически обеспечить проектирование образовательных маршрутов обучающихся, начиная с первых курсов обучения в медицинском вузе и заканчивая последипломным образованием.
междисциплинарная интеграция
индивидуальный образовательный маршрут
студенческий научный кружок
конкурсная программа
общепринятые критерии оценки
1. Виноградов С.Ю., Криштоп В.В., Диндяев С.В., Торшилова И.Ю. Опыт применения учебно-методического пособия «Графологическая структура курса частой гистологии» // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 1. – С. 45.
2. Виноградов С.Ю., Криштоп В.В., Диндяев С.В., Филатов Ю.Г., Русакова В.А., Сайда А.С. Динамика биоаминов слюны как показатель психоэмоционального стресса у студентов во время сдачи итогового занятия // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 6. – С. 112.
3. Калинкин М.Н., Джулай Г.С. Наукометрические показатели в системе организации науки и оценке эффективности научной деятельности вузов // Верхневолжский медицинский журнал. – 2013. – № 11 (4). – С. 4-5.
4. Краснова Е.Е., Акайзин Э.С., Чемоданов В.В., Егорова Е.Ю. Летучие жирные кислоты в крови и слюне детей с гастродуоденальными заболеваниями / /Клиническая лабораторная диагностика. – 2005. – № 8. – С. 38-40.
5. Криштоп В.В. Кластерный анализ как метод комплексной оценки в сравнительной характеристике влияния статической и динамической нагрузки на сосудисто-паренхиматозные отношения в щитовидной железе // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 4. – С. 31-32.
6. Криштоп В.В., Пахрова О.А., Стрельников А.И. Основы системной гемореологии. – Иваново: Ивановская государственная медицинская академия, 2015. – С. 128.
7. Криштоп В.В., Румянцева Т.А., Пахрова О.А. Влияние состояния высшей нервной деятельности и пола на выживаемость при моделировании тотальной гипоксии головного мозга у крыс // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL: www.science-education.ru/128-22431 (дата обращения: 29.10.2015).
8. Онучина Е.В. Молодежный научный кружок – важное звено в подготовке специалиста // Сибирский медицинский журнал. – 2013. – № 2. – С. 141-142.
9. Толмачев Д.А. Социально-гигиеническая характеристика образа жизни и условий труда преподавателей медицинского вуза // Вестник Ивановской медицинской академии. – 2012. – № 2. – С.9-11.
10. Ульяновская С.А., Криштоп В.В. Компьютерные технологии в учебном процессе в медицинских вузах // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 11. – С. 55.

На современном этапе развития науки на передний план выходит комплексный подход к получению новых знаний, так как уникальные, прорывные открытия формируются на стыке дисциплин. Для решения той или иной проблемы необходим межкафедральный диалог, позволяющий объемно представить механизмы ее развития и пути преодоления [5, 6]. Структура медицинской академии диктует необходимость сотрудничества кафедр для построения индивидуального научно-образовательного маршрута обучающихся, формирования профессионального мышления студентов, организации молодежной науки, когда результаты, полученные при помощи фундаментальных методик, могут стать методологически основой клинического исследования [7]. Важным компонентом этой работы является не только основной образовательный процесс, но и непрерывное, на протяжении всего обучения, участие в работе студенческого научного общества, которое реализуется в виде посещения одного или нескольких научных кружков кафедр (НКК). Научно-исследовательская работа, как составляющая деятельности кружковцев, позволяет получить разнообразные дополнительные навыки, которые не предусмотрены в рамках обычного учебного процесса [2, 4. 8]. Чтобы привлечь студентов, предоставить им возможность реализоваться в научной сфере, НКК должен иметь достойный уровень, как в изучении проблематики собственной дисциплины, так и во взаимодействии в преемственности научно-исследовательской деятельности с кружками других кафедр, что может обеспечиваться как информационно, так и методологически [6]. Междисциплинарный диалог, касающийся методологических подходов, номенклатуры, научных теорий и других составляющих научно-исследовательской работы, благоприятно сказывается на мотивационной составляющей профессорско-преподавательского состава, что особенно важно с учетом низкой удовлетворенности своей профессией среди сотрудников медицинского вуза [9].

Одним из средств проектирования индивидуальных маршрутов обучающихся является разработка системы организационно-методических мероприятий для стимулирования формирования вертикальных межкафедральных связей. В качестве одного из средств достижения этой цели советом научного общества студентов и молодых ученых (НОСМУ) был выбран конкурс «Лучший научный кружок кафедры». Данный вариант оценки деятельности НКК не является новшеством. К примеру, в Северо-Западном государственном медицинском университете им. И.И. Мечникова подобный конкурс проводится с 2004 года. Аналогичные мероприятия не первый год проводятся в Первом Московском государственном университете им. И.М. Сеченова и в Российском национальном исследовательском медицинском институте им. Н.И.Пирогова. При определении лучшего кружка в конкурсных программах данных вузов учитываются: количество публикаций научных работ (в иностранных журналах и журналах, включенных в перечень ВАК), выступления на международных, всероссийских научно-практических конференциях. Основное достоинство данных критериев – универсальность и объективность.

Особенностью конкурса в нашей академии является второй этап. При его прохождении оценивается активность научных кружков по проведению междисциплинарных мероприятий – семинаров, мастер-классов, тренингов. Данный критерий оценки стимулирует кафедры формировать связи друг с другом в ходе изучения выдвигаемых проблем. Именно взаимосвязь и систематизация позволяют качественно объединить получаемые студентами знания как на занятиях, так и при проведении собственных исследований. Примером рациональной интеграции является разработка методических пособий, которые используют и студенты младших курсов, изучающие гистологию, и старшекурсники для повторения материала [1].

Чтобы представить, как конкурс «Лучший научный кружок кафедры» способствует формированию вертикальных межкафедральных связей, следует обратиться к его структуре. Конкурс проводился в два этапа. На первом этапе оценка деятельности НКК формировалась на основании годового отчёта о работе кружка, подписанного его научным руководителем и заведующим кафедрой. Каждый пункт годового отчёта подтверждался соответствующими документами (копиями научных публикаций, дипломов участников и лауреатов, грамот и т.д.). Совет НОСМУ рассматривал представленные годовые отчёты и на основании арифметической суммы баллов, делённой на количество профессоров и преподавателей на кафедре, выбирал пять научных кружков, имеющих максимальный балл. После проведения первого этапа были выделены 10 кафедр, по пять в номинациях клинических и фундаментальных наук. Затем состоялся второй – очный – этап конкурса. В номинации кафедр фундаментальной направленности в него вышли НКК русского языка (как иностранного), микробиологии и вирусологии, биологии, гуманитарных наук, гигиены. Старосты этих пяти научных кружков представляли устный доклад о проделанной в течение года работе на кафедре. Также были заслушаны выступления кружков клинической направленности: онкологии, лучевой терапии и лучевой диагностики, детских болезней лечебного факультета, поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми, неврологии и нейрохирургии, акушерства и гинекологии, медицинской генетики. Жюри в составе, назначенном распоряжением проректора Академии по научной работе и международному сотрудничеству по представлению научного руководителя совета НОСМУ, выбирало лучший научный кружок кафедры по следующим критериям: активность НКК при проведение междисциплинарных мероприятий; участие НКК в ежегодной конференции студентов и молодых ученых, проводимой в ИвГМА и за её пределами. Каждый критерий оценивался по 10-балльной шкале. Итоги конкурса были представлены на сайте Академии.

После успешного завершения конкурса у участников и организаторов возникли определенные вопросы. Важной проблемой стала ограниченность диалога десятью участниками. С одной стороны, данное мероприятие носит соревновательный характер, где заслушиваются доклады лучших НКК. Отрицательным моментом является отсутствие на мероприятии представителей отстающих кафедр и, как следствие, недостаточный обмен опытом и слабое формирование межпредметной интеграции. Решением проблемы должно стать широкое внедрение компьютерных и мультимедийных технологий, обеспечивающее максимально быструю обратную связь. Компьютерная поддержка традиционной методики обучения активизирует выполнение стоящих перед научными кружками задач, возникающих на стыке фундаментальных и клинических дисциплин [10].

Дискуссию также вызвал выбор критериев оценки второго этапа. Оценить труд исследовательских коллективов непросто в связи с невозможностью привести к «общему знаменателю» их интеллектуальный вклад в разных областях знаний. За основу в конкурсе были взяты общепризнанные критерии, позволяющие объективизировать оценку: количество публикаций в РИНЦ (а именно в журналах с высоким импакт-фактором), публикации в сети Интернет в свободном либо платном доступе за последние пять лет; участие с устным докладом на конференциях, симпозиумах [3]. Отдельно оценивалась межкафедральная деятельность – критерий как таковой не встречается среди общепринятых, но именно междисциплинарность изучаемых проблем позволяет широко внедрять цитируемость публикаций, тем самым повышая объективные наукометрические показатели (индекс цитируемости, индекс Хирша, импакт-фактор) [3].

Таким образом, конкурс на лучший научный кружок кафедры, кроме решения научных, соревновательных задач, может рассматриваться как средство формирования вертикальных междисциплинарных связей среди кафедр-участников. Формирование взаимосвязи, в свою очередь, позволяет методологически обеспечить проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, начиная с первых курсов обучения в медицинском вузе и заканчивая интернатурой, ординатурой и аспирантурой.


Библиографическая ссылка

Ястребцева И.П., Пронина А.А. КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК КАФЕДРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-5. – С. 626-628;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9272 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674