Да, современная глобализация и даже проявившее себя новое «великое переселение народов» должно создавать массу нестыковок и несоответствий самых разнообразных стандартов, и не только образовательных. Это будут стандарты, привнесённые и религией, и национальными традициями, и общим уровнем культуры. Так кто же обязан решать возникающие проблемы, разрубая гордиевы узлы, порой, казалось бы, неразрешимых проблем?
Необходимо сразу посмотреть в корень проблемы, а именно, проблемы интеграции существующих национальных образовательных систем. Нужно уточнить, кто должен решать данную проблему, и каким образом.
Надо признать, что здесь не будет одного ответственного лица или одной структуры, призванной разобраться в возникшем вопросе и дать чёткую рекомендацию, типа воинского устава. В данном случае должна быть дорога с двусторонним движением. То есть, и субъект, потребляющий образовательные стандарты (или уже где-то получивший их) и образовательные учреждения (или другие структуры), принадлежащие новому месту пребывания данного гражданина, они вместе должны идти навстречу друг другу. При этом главная ответственность лежит на самой личности. Человек должен осознавать, что так как «со своим уставом в чужой монастырь не ходят», то необходимо принимать те правила, которые приняты в данном случае. Таким образом, придётся изучить язык, на котором ведётся преподавание или переподготовка, и пройти необходимые тестирования или экзамены. Каждый должен решить для себя самостоятельно как он будет строить и в дальнейшем планировать развитие своей карьеры. Или это будет масса усилий, неудобств, и дефицит личного времени, или человек предпочтёт идти по пути наименьшего сопротивления со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Что касается образовательных услуг, которые могут быть предоставлены контингенту обучающихся, то, конечно, здесь необходимо учитывать некую специфику, требуемую для данного случая. Но в своей основе это должны быть стандарты, которые необходимы и являются общепризнанными в данном обществе. Унификация стандартов может иметь место, если в этом есть необходимость для полноценного, продуктивного и ускоренного развития какой-либо отрасли, но новизна ради новизны или замена проверенных стандартов на какие-то весьма сомнительные инновации, не только вредна, но и недопустима.
Если задуматься, то в большинстве случаев содержание образовательных ресурсов вполне идентично, если, конечно, не рассматривать, например, различные подходы к рассмотрению исторических событий или борьбу научных школ за признание истинности именно их теории. Что же касается отбора изучаемых вопросов, то здесь тоже не может быть бесконечного числа вариантов. Таблицу умножения можно изучить в первом классе, можно в пятом, но изучить её всё равно придётся. Используемые методики преподавания могут отличаться, и даже весьма значительно, но все они в итоге призваны дать человеку определённую, пусть даже вариативную, но всё-таки относительно стандартную сумму знаний, навыков, компетенций.
Исходя из выше изложенного, получается, что наличие национальных образовательных стандартов на сегодняшний день неизбежно. А вот проблема их интеграции не является сверх актуальной задачей. Интеграцию в ту или иную образовательную систему должен, прежде всего, осуществлять отдельный индивидуум, получая какую-то определённую степень поддержки от общества и образовательной системы, с которой он в данный момент взаимодействует.
Библиографическая ссылка
Силаев И.В., Туккаева З.Е., Радченко Т.И. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ИНТЕГРАЦИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-5. – С. 669-669;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9305 (дата обращения: 03.12.2024).