Математические знания служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. В ходе математического развития у детей с задержкой формируются психические функции и процессы, совершенствуется наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Математическая подготовка дает ребенку с задержкой психического развития возможность правильно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем, выполнять элементарные арифметические действия в игровой, трудовой, конструктивной, изобразительной, бытовой деятельности.
Дети с задержкой психического развития имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы, преобладание игровых интересов, пониженная работоспособность, быстрая пресыщаемость в интеллектуальной деятельности.
Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений. Практически у всех детей с задержкой психического развития имеются те или иные речевые нарушения.
Математика является, наиболее трудным для обучения детей предметом, который требует наличия определенных способностей:
– умения анализировать и обобщать материал; умения мыслить отвлеченно, абстрактными категориями; гибкости мышления; наличия специфической математической памяти. А тем более этот предмет труден для обучения учащихся с ЗПР. В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению. Эти дети воспитываются в специальных детских садах, обучаются в специальных школах и школах-интернатах разного типа, в специальных дошкольных группах при детских садах общего типа, в специальных классах.
Развитию познавательного интереса к математике способствует использование дидактических игр, занимательных упражнений, предметно-практической деятельности детей, а в старших классах осознание практической значимости математических знаний [1].
Обучение должно быть направлено на развитие и формирование познавательных интересов и способностей учащихся. Особое значение приобретают современные образовательные технологии, в том числе и игровые. Развивать у учащихся познавательные процессы помогают дидактические игры. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры [2]. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей, поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальные условия жизнедеятельности. Актуальность применения сюжетно-дидактических игр в процессе обучения элементарным математическим представлениям заключается и в том, что они активно влияют на формирование умственных действий, развитие логического мышления, а главное формирует необходимые компетенции, которые помогут ребенку в самореализации и для жизни в обществе.
«Игра, – представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям дошкольников» [3]. Из ученых и Л.С. Выготский, Д.В. Менджерицкий, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев считают, что игра является деятельностью творческой, в которой развивается креативность.
Игры подразделяются на:
– развивающие игры;
– обучающие игры;
– игры-экспериментирования;
– диагностирования;
– игры-забавы;
– компьютерные диагностические игры.
Сюжетно-дидактические игры одновременно относятся, как к развивающим, так и обучающим.
Сюжетно-дидактические игры были созданы А.А. Смоленцевой. В такой игре должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных математических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил.
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе сюжетно-дидактические игры рассматриваются с деятельностью, у которой в комплекте: цель, мотив, средства. Также можно отметить и результат. Цель игры, в основном, намеренно не ставит ни ребенок, ни взрослый. Ведь цель сливается с мотивом игры, побуждая, направляя неудержимое стремление детей на игру. Удивительным потоком представлений сюжетно-дидактические игры направляют детей к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых. Педагог должен сориентироваться на применение сюжетно-дидактических игр во время занятий. В сюжетно-дидактических играх дети отражают жизнь взрослых, получая возможности для активного действия.
Одним из эффективных методов обучения детей с задержкой психического развития в начальной школе и приемов работы в последующих классах является сюжетно – дидактическая игра. Наряду с заданиями она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой и мыслительной деятельности школьников. Однако в отличие от математических заданий игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков. В практике работы школы иногда смешивают сюжетно-дидактическую игру и задание. По всей вероятности, это происходит из-за общности задач, которые решаются данными методами. При этом упускается из виду тот факт, что сюжетно-дидактическая игра кроме познавательных задач имеет собственно игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Исходя из игровой задачи, школьники осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Мыслительные операции, которые осуществляются учениками с задержкой психического развития, должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей либо утомительной, либо вообще недоступной [4]. Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней педагога, от его заинтересованности в результатах. Кроме того, поскольку не все школьники одновременно усваивают игровые правила, учитель продолжает помогать им в процессе игры. Помощь должна быть, по возможности, скрытой от других учеников, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных, создалось впечатление равноценности их участия.
Выбор сюжетно-дидактической игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. В связи с этим она не имеет права быть только развлекательным элементом занятий.
Правильно подобрав игру по содержанию, надо ещё и провести её таким образом, чтобы она способствовала приобретению (закреплению) знаний и формированию положительных навыков и качеств личности. Так, играя, дети учатся работать в определённом темпе. Учитель не ждёт, пока каждый ребёнок выполнит задание: равномерно, в посильном большинству ребят темпе он показывает одну картинку за другой. Это дисциплинирует детей, организует их деятельность. В процессе игры закрепляются изучаемые понятия, а её результаты дают учителю возможность контролировать усвоение школьниками соответствующих знаний.
В игре необходимо соблюдать правила проведения. Если они вызывают затруднения, можно предложить облегчённый вариант. Изложение содержания игры, объяснение её правил должны быть краткими, чёткими. Многословное, длительное объяснение ведёт к тому, что дети утомляются, у них притупляется внимание, пропадает желание играть. Следует отметить, что в подготовительном классе главное – не увеличение количества игр, а их повторение и усложнение.
Усложнить игру можно путём увеличения числа правил, количества участников, вводимых предметов, изменений формы организации детей, темпа проведения [30].
Интерес к игре у детей проявляется неравномерно и часто зависит от темпа, выбранного учителем, от числа игровых действий, их смены. Начинается игра, как правило, в замедленном темпе – играющие должны сориентироваться в правилах, сообразить, как применить имеющиеся знания для решения игровой задачи. Когда игра развернётся и детям легко выполнять нужные правила, темп убыстряется. Слишком быстрый темп, частая смена игровых действий могут «затормозить» детей, что, в свою очередь, сказывается на их интересе к игре.
Таким образом, сюжетно-дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Особенно целесообразны сюжетно-дидактические игры на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать школьники.
Многие дети, поступающие в коррекционные школы, обнаруживают первоначальное отсутствие всякого интереса к решению познавательных задач, равнодушие, а иногда и негативное отношение к урокам. Приняв задание, они могут в любой момент могут отказаться от его выполнения, не доведя работу до конца.
Обучение детей математике не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения, являясь базой для обучения многим другим предметам. Наряду с обучением детей элементарным математическим представлениям, необходимо развивать и математическое мышление. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Мышление ребенка не может сформироваться спонтанно, без цели направленного внешнего воздействия. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитание – сделать уроки по формированию элементарных математических преставлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребенку доступный ему объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Очень важно с первых дней пребывания детей в школе сформировать у них интерес к школе, к занятиям, желание учиться и выполнять задания. Этому способствует внимательное, доброжелательное отношение учителя к каждому ребёнку, готовность прийти на помощь, поощрение малейших успехов, спокойный тон речи. Похвала воспринимается учеником, прежде всего, как выражение положительного отношения учителя, она приковывает на какое-то время к ученику внимание всего класса, создавая почву для формирования благоприятного отношения к нему одноклассников. Успех формирует у ребёнка веру в себя, рождает энергию для преодоления трудностей, стимулирует его активность, стремление многократно заслужить одобрение учителя. Нередко, активность ребёнка, вызванная стремлением к похвале, переходит в заинтересованность самой работой, в познавательный интерес. Кроме того, положительная оценка деятельности одного ученика имеет обычно коллективный эффект, так как эмоционально воздействует и на других учащихся, вызывая желание подражать однокласснику, добившемуся успеха. Доброе отношение к ребёнку необходимо сочетать с высокой требовательностью; школьнику должно быть ясно, что у него получается хорошо, а чему он ещё должен научиться.
Помимо основных задач математического содержания, в сюжетно-дидактических играх обязательно уделяется внимание нравственно-воспитывающим аспектам. С ознакомлением детей с трудом взрослых параллельно воспитывается и уважение к труду, бережное отношение к продукту труда. Учащиеся настолько активно и организованно применяют математические знания в этих играх, насколько жизненные требования и бытовая деятельность побуждает их выполнять те или иные операции. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием способствуют развитию концентрации внимания, учатся логически рассуждать, анализировать, спорить, с доказательствами отстаивая своё мнение. Сюжетно-дидактическая игра вне занятия дает возможность детям использовать, закрепить и уточнить полученные представления. В основе содержания игры входят и положительные эмоции с впечатлениями, и математические количественные стороны действительности. В сюжетно-дидактическую игру математические действия включаются именно тогда, когда по сюжету игры возникает необходимость этих операций.
В частом применении сюжетно-дидактических игр дети упражняются в счете в пределах десяти. В сюжете дети пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают из большего количества предметов меньшее количество, отсчитывают предметы по заданному числу, по цифре, по образцу. В целях привития ребенку интереса к математическим знаниям целесообразно применение сюжетно-дидактических игр, проходящих в увлекательной форме. Благодаря сюжетно-дидактическим играм дети способны сконцентрировать внимание и привлечь интерес к самому предмету обучения. Игровой материал обыгрывается до начала занятия, при этом предупреждая детей о его назначении. Это нужно, чтобы на занятии, во время сюжетно-дидактической игры внимание привлекала только математическая сторона, а не игровая.
Для успешного обучения и воспитания учащихся с ЗПР необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность. Педагоги используют с этой целью разнообразные методы и приёмы преподавания математики, привлекая красочный материал и наглядные пособия, чем вовлекают учащихся в практический процесс овладения предметом.
Таким образом, сюжетно-дидактическая игра может быть успешно организована, если соблюдаются принципы и правильное руководство этим процессом. Сюжетно-дидактическая игра должна быть связана с жизнью, со знакомством с новым учебным материалом, экскурсиями, беседами. Только тогда закрепляются и обогащаются знания учащихся, развивается речь, память, мышление.
Библиографическая ссылка
Кударинова А.С., Ашимханова Г.С. РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-1. – С. 55-58;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9431 (дата обращения: 23.11.2024).