Гуманистические идеи не новы для педагогики. Гуманистическое воспитание невозможно без осознания его личностного смысла, эмоционально-ценностного отношения к его основным идеям и категориям, а в педагогической науке пока еще нет целостной, концептуальной теории гуманистического воспитания, есть только переработка отдельных идей (сотрудничества, педагогической поддержки, личностно ориентированного воспитания и др.) [1,2,4]. Педагогическое сообщество получило реальную возможность творческого поиска, проектирования, функционирования гуманистической педагогической системы [3,5]. Гуманизм, как учение, ориентирован на утверждение ценностей жизни, признание прав и свобод человека, его автономности и самоценности. По меткому замечанию выдающегося русского философа В.С. Соловьева, гуманизм призывает к объединению усилий человека и общества ради блага «не всего человечества, но каждого отдельного человека».
Современный гуманизм органично связан с современным научным мировоззрением, отличительной чертой которого является методологический плюрализм и признание проблемности познания. Отсюда – определенная недосказанность и неясность, что намного лучше полной досказанности и ясности [6].
Быстро меняющийся техногенный, а теперь еще и информационный мир весьма негативно стал влиять на самого человека, создающего его. Имеется в виду снижение уровня духовно-нравственного компонента образования формирующихся молодых поколений. Если материально-знаниевая составляющая образования этих поколений экспонентно растет, то вторая составляющая не только не растет (уровень), а падает. В педагогических сообществах возникают процессы глубинной стратегичности, витагенной (жизненной) необходимостью которых является формирование нового типа личности, «тиражировать» которую можно с помощью инновационно-креативного образования, так как инновация и креативность – это те факторы, которые по своей сущности являются преобразователями всей системы отношений человека с миром и самим собой.
Цель исследования: теоретическое и эмпирическое исследование гуманистически ориентированного образования в вузе.
Проводились теоретические методы исследования: анализ, синтез, систематизация, обобщение материала по гуманистическому подходу в образовании студентов медицинских вузов; эмпирические: анкетирование, тестирование по методикам: «Самоактуализационный тест», «Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации (В.В.Бойко)».
В исследовании приняли участие 46 респондентов, которые были разделены на 3 группы. Первую группу составили бакалавры сестринского дела – 16 респондентов; вторую группу клинические психологи ФЭиУ – 15 респондентов и третью группу студенты ФВПО специальности «Сестринское дело» – 15 респондентов.
По итогам проведенных эмпирических исследований были получены следующие результаты: 50% респондентов 1-ой группы, 67% – 2-ой группы и 43% – 3-ей группы имеют высокий балл по шкале ориентации во времени, такие результаты исследования показывают, что респонденты ощущают неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видят свою жизнь целостной. По шкале поддержки высокий балл имеют 81% респондентов 1-ой группы, 53% – 2-ой группы и 57% – 3-ей группы, что говорит об их относительной независимости в своих поступках, они стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками. Высокий балл по шкале ценностных ориентаций имеют 88% респондентов 1-ой группы, 87% – 2-ой группы и 57% – 3-ей группы, что говорит о том, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности.
Анализ результатов исследования уровня личностной фрустрации показал, что 38 % респондентов 1-ой группы, 60% 2-ой группы, 43% – 3-ей группы имеют низкий уровень фрустрации.
Таким образом, гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра - человека. Гуманизация образования предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности с учетом общественных потребностей и личных запросов.
Гуманистически ориентированная педагогическая деятельность строится в контексте определенных ценностей, формируя практику, альтернативную массовой авторитарной системе образования. В результате проведенных исследований, мы видим, что большинство студентов стремятся к осуществлению потребностей в самоактуализации, однако, необходимо отметить, что достаточно большой процент не стремится к этому. Так же мы видим, что респонденты имеют устойчивую тенденцию к фрустрации. Фрустрированные потребности не позволяют реализовывать себя в полной мере. А самореализация будет свойственна человеку лишь в том случае, если все его потребности удовлетворены. Это говорит о том, что у респондентов может наблюдаться комплекс негативных эмоциональных переживаний, которые возникают в результате некого обмана ожиданий. Так как достаточно большой процент респондентов не испытывает потребности в самоактуализации и большинство респондентов не мотивированы на приобретение знаний, использование только гуманистического подхода в образовании студентов медицинских вузов будет нецелесообразно.
Библиографическая ссылка
Крайнюкова З.В. ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 884-887;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9506 (дата обращения: 23.11.2024).