Одним из видов профессиональной деятельности врача (лечебника, стоматолога, педиатра, специалиста медико-профилактического дела) ФГОС ВПО третьего поколения определяет научно-исследовательскую деятельность.
Статьей 75 «Формы интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности в высшем образовании» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено «развитие и совершенствование высшего образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники» [1]. Важным средством повышения качества подготовки и воспитания специалистов, творчески подходящих к вопросам решения проблем науки и практики является учебно-исследовательская (УИРС) и научно-исследовательская (НИРС) работа студентов. УИРС выполняется каждым студентом под руководством преподавателя в отведенное учебное время семинарских занятий. НИРС объединяет два момента: обучение студента основам научно-исследо-вательской работы и самостоятельное, под руководством преподавателя, проведение научных исследований.
Научная работа студентов должна являться не дополнением к учебно-воспитательному процессу, а его органической составляющей [2].
Основными задачами УИРС и НИРС являются:
- Оказание помощи студентам в овладении профессией.
- Развитие творческого мышления и инициативы в решении практических задач.
- Развитие у студентов склонности к исследовательской деятельности, стремление находить нестандартные решения профессиональных задач.
- Расширение теоретического кругозора и научной эрудиции.
- Овладение методами научного познания, углубленное и творческое освоение материала.
- Формирование исследовательских навыков, освоение методики и средств решения научных и практических задач и овладение навыками работы в творческих коллективах, ознакомление с методами организации их работы, содействие успешному решению актуальных научных задач образования и культуры.
- Формирование навыков работы с научной литературой.
- Отбор и воспитание из числа наиболее одаренных студентов резерва исследователей и преподавателей.
- Популяризация научных знаний и достижений среди студентов и преподавателей [2, 3].
Научно-исследовательская работа студентов, как правило, осуществляется в рамках студенческого научного общества (СНО) ВУЗа. Студенческие научных кружки действуют на всех кафедрах Кубанского государственного медицинского университета.
На кафедре ортопедической стоматологии фактически с момента основания кафедры функционирует студенческий научный кружок, в котором под методическим и научным руководством преподавателей студенту помогают заложить навыки научно-исследовательского поиска, сформировать мышление того, что врач - это не только клиницист, но и исследователь [4]. Большое число бывших студентов-кружковцев пополнили ряды профессорско-преподавательского состава кафедры, работают на руководящих постах практического здравоохранения, делятся своим опытом путем проведения семинаров для начинающих врачей.
Деятельность научного студенческого кружка в настоящее время проходит по следующим направлениям:
- Посещение заседаний кружка, участие в дискуссиях. Как правило, в начале учебного года студенты посещают значительное количество СНО различных кафедр, определяясь с выбором направления в специальности, которой хотели бы овладеть. К окончанию семестра в научном кружке остаются студенты, желающие углубленно постичь не только учебные, но и научные аспекты ортопедической стоматологии.
- Помимо дискуссий, студенты изучают и реферируют отечественную и зарубежную литературу, используя Интернет и печатные источники по вопросам ортопедической стоматологии.
- Проводят переводы и обзоры иностранной литературы.
- Овладевают практическими навыками обследования пациентов с различной ортопедической патологией челюстно-лицевой области.
- Готовят презентации докладов и научных работ для заседаний СНО кафедры и научных конференций ВУЗа.
- Под руководством преподавателя осуществляют практический прием пациентов с патологией по тематике научно-исследовательской работы.
- Помогают научным работникам кафедры в выполнении плановых НИР.
- Участвуют в научно-практи-ческих мероприятиях (конференциях, семинарах, конкурсах и выставках научных студенческих работ).
Работа строится следующим образом: студент самостоятельно выбирает интересующую его тему, с учетом научного направления кафедры ортопедической стоматологии, проводит библиографический поиск, изучая и реферируя отечественную и зарубежную литературу. Результаты докладывает на заседании СНО.
Затем проводится обследование, тщательное заполнение истории болезни пациента и непосредственное участие в выполнении клинико-лабо-раторных этапов изготовления ортопедической конструкции под контролем преподавателя. По завершении изготовления зубного протеза докладываются непосредственные и отдаленные результаты исследования на заседаниях СНО.
Каждое сообщение с помощью мультимедийного проектора сопровождается демонстрацией слайдов, а также моделей челюстей и ортопедических конструкций, выполненных на различных клинико-лабораторных этапах их изготовления.
Доклады и сообщения заслушиваются неоднократно на протяжении всего периода наблюдения. Помимо выполнения научного исследования, расширения знаний, студенты приобретают неоценимый опыт публичных выступлений.
Ежегодным итогом научно-исследовательской работы студента является его участие в научно-прак-тической конференции. В научном сборнике ВУЗа публикуются тезисы работ, в которых обобщается новая информация, материал, методика исследования, результаты исследования и делаются выводы о проведенной научно-исследовательской работе. Помимо этого, часть студентов выступает с докладами, лучшие из которых выносятся на Пленарное заседание СНО ВУЗа.
Ежегодно студенты кафедры ортопедической стоматологии представляют не менее 8-10 докладов на внутривузовскую научную студенческую конференцию. Студенты-кружковцы неоднократно получали призовые места и награждались дипломами ВУЗа и ценными подарками спонсоров в виде монографий и приглашений на лекции и семинары, проводимые ведущими стоматологами края, что повышает мотивацию к дальнейшему углубленному приобретению и применению знаний, полученных в стенах университета.
Библиографическая ссылка
Лапина Н.В., Старченко Т.П., Гришечкин С.Д., Сеферян К.Г., Старченко В.И., Сидоренко А.Н. РАБОТА СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КРУЖКА КАФЕДРЫ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ ГБОУ ВПО КУБГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 891-893;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9509 (дата обращения: 21.11.2024).