Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РАБОТА СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КРУЖКА КАФЕДРЫ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ ГБОУ ВПО КУБГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ

Лапина Н.В. 1 Старченко Т.П. 1 Гришечкин С.Д. 1 Сеферян К.Г. 1 Старченко В.И. 1 Сидоренко А.Н. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012.
2. Я.А. Ахременко, А.П. Слепцов, Г.А. Пальшин Современные подходы к организации научно-исследовательской работы студентов в условиях инновационного развития ВУЗа // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). – 2010. – Т. 98. - № 7. – С. 19-21.
3. Организация научно-исследовательской работы студентов /Е.А. Кудряшов, В.В. Скибицкий, А.В. Скибицкий, Д.В. Сиротенко // Международный журнал экспериментального образования: Материалы Рег. межвуз. уч.- метод. конф. с междунар. участием «Инновации в образовании» – М., 2013. - № 4. - С. 154-155.
4. Опыт научно-исследовательской работы студентов на кафедре факультетской терапии / Л.Н. Елисеева, А.Ю. Бледнова, З.А. Басте и др. // Международный журнал экспериментального образования: Материалы Рег. межвуз. уч.- метод. конф. с междунар. участием «Инновации в образовании» – М., 2013. - № 4. – С. 107-110.

Одним из видов профессиональной деятельности врача (лечебника, стоматолога, педиатра, специалиста медико-профилактического дела) ФГОС ВПО третьего поколения определяет научно-исследовательскую деятельность.

Статьей 75 «Формы интеграции образовательной и научно-исследо­ва­тельской деятельности в высшем образовании» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено «развитие и совершенствование высшего образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники» [1]. Важным средством повышения качества подготовки и воспитания специалистов, творчески подходящих к вопросам решения проблем науки и практики является учебно-исследовательская (УИРС) и научно-исследовательская (НИРС) работа студентов. УИРС выполняется каждым студентом под руководством преподавателя в отведенное учебное время семинарских занятий. НИРС объединяет два момента: обучение студента основам научно-исследо-вательской работы и самостоятельное, под руководством преподавателя, проведение научных исследований.

Научная работа студентов должна являться не дополнением к учебно-воспитательному процессу, а его органической составляющей [2].

Основными задачами УИРС и НИРС являются:

  1. Оказание помощи студентам в овладении профессией.
  2. Развитие творческого мышления и инициативы в решении практических задач.
  3. Развитие у студентов склонности к исследовательской деятельности, стремление находить нестандартные решения профессиональных задач.
  4. Расширение теоретического кру­гозора и научной эрудиции.
  5. Овладение методами научного познания, углубленное и творческое освоение материала.
  6. Формирование исследовательских навыков, освоение методики и средств решения научных и практических задач и овладение навыками работы в творческих коллективах, ознакомление с методами организации их работы, содействие успешному решению актуальных научных задач образования и культуры.
  7. Формирование навыков работы с научной литературой.
  8. Отбор и воспитание из числа наиболее одаренных студентов резерва исследователей и преподавателей.
  9. Популяризация научных знаний и достижений среди студентов и преподавателей [2, 3].

Научно-исследовательская работа студентов, как правило, осуществляется в рамках студенческого научного общества (СНО) ВУЗа. Студенческие научных кружки действуют на всех кафедрах Кубанского государственного медицинского университета.

На кафедре ортопедической стоматологии фактически с момента основания кафедры функционирует студенческий научный кружок, в котором под методическим и научным руководством преподавателей студенту помогают заложить навыки научно-исследователь­ского поиска, сформировать мышление того, что врач - это не только клиницист, но и исследователь [4]. Большое число бывших студентов-кружковцев пополнили ряды профессорско-преподава­тельского состава кафедры, работают на руководящих постах практического здравоохранения, делятся своим опытом путем проведения семинаров для начинающих врачей.

Деятельность научного студенческого кружка в настоящее время проходит по следующим направлениям:

  1. Посещение заседаний кружка, участие в дискуссиях. Как правило, в начале учебного года студенты посещают значительное количество СНО различных кафедр, определяясь с выбором направления в специальности, которой хотели бы овладеть. К окончанию семестра в научном кружке остаются студенты, желающие углубленно постичь не только учебные, но и научные аспекты ортопедической стоматологии.
  2. Помимо дискуссий, студенты изучают и реферируют отечественную и зарубежную литературу, используя Интернет и печатные источники по вопросам ортопедической стоматологии.
  3. Проводят переводы и обзоры иностранной литературы.
  4. Овладевают практическими навыками обследования пациентов с различной ортопедической патологией челюстно-лицевой области.
  5. Готовят презентации докладов и научных работ для заседаний СНО кафедры и научных конференций ВУЗа.
  6. Под руководством преподавателя осуществляют практический прием пациентов с патологией по тематике научно-исследовательской работы.
  7. Помогают научным работникам кафедры в выполнении плановых НИР.
  8. Участвуют в научно-практи-чес­ких мероприятиях (конференциях, семинарах, конкурсах и выставках научных студенческих работ).

Работа строится следующим образом: студент самостоятельно выбирает интересующую его тему, с учетом научного направления кафедры ортопедической стоматологии, проводит библиографический поиск, изучая и реферируя отечественную и зарубежную литературу. Результаты докладывает на заседании СНО.

Затем проводится обследование, тщательное заполнение истории болезни пациента и непосредственное участие в выполнении клинико-лабо-раторных этапов изготовления ортопедической конструкции под контролем преподавателя. По завершении изготовления зубного протеза докладываются непосредственные и отдаленные результаты исследования на заседаниях СНО.

Каждое сообщение с помощью мультимедийного проектора сопровождается демонстрацией слайдов, а также моделей челюстей и ортопедических конструкций, выполненных на различных клинико-лабораторных этапах их изготовления.

Доклады и сообщения заслушиваются неоднократно на протяжении всего периода наблюдения. Помимо выполнения научного исследования, расширения знаний, студенты приобретают неоценимый опыт публичных выступлений.

Ежегодным итогом научно-исследовательской работы студента является его участие в научно-прак-тической конференции. В научном сборнике ВУЗа публикуются тезисы работ, в которых обобщается новая информация, материал, методика исследования, результаты исследования и делаются выводы о проведенной научно-исследовательской работе. Помимо этого, часть студентов выступает с докладами, лучшие из которых выносятся на Пленарное заседание СНО ВУЗа.

Ежегодно студенты кафедры ортопедической стоматологии представляют не менее 8-10 докладов на внутривузовскую научную студенческую конференцию. Студенты-кружковцы неоднократно получали призовые места и награждались дипломами ВУЗа и ценными подарками спонсоров в виде монографий и приглашений на лекции и семинары, проводимые ведущими стоматологами края, что повышает мотивацию к дальнейшему углубленному приобретению и применению знаний, полученных в стенах университета.


Библиографическая ссылка

Лапина Н.В., Старченко Т.П., Гришечкин С.Д., Сеферян К.Г., Старченко В.И., Сидоренко А.Н. РАБОТА СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КРУЖКА КАФЕДРЫ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ ГБОУ ВПО КУБГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 891-893;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9509 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674