Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Молодцова Т.Д. 1
1 Таганрогский институт имени А.П.Чехова, филиал «ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ)»
1. Новиков В.Г. Самоуправление и соуправление как факторы развития социальной активности студентов в образовательном учреждении, 2008. – URL: http://regionsar.ru/].
2. Полат Е.С. – URL: http://.ioso.ru/distant/projtct/met %20project/metod %20pro.htm.
3. Харламова Е.М. Исследование социальной активности студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. – № 5. – 2011.

Воспитание социальной активности студента – одна из важнейших и актуальных задач современных вузов. Для ее решения необходимо целенаправленное взаимодействие всего воспитательного коллектива. Социальная активность – это динамическое свойство личности, заключающееся в готовности участвовать в общественно-полезной деятельности, преобразовывая при этом самого себя и общество.

Развитие социальной активности в вузе требует единства обучения и воспитания, гармоничной связи учебного и вне учебного процесса.

В учебном процессе можно использовать следующие методы развития социальной активности студентов: ролевые игры, диспуты проблемное изложение учебного материала, метод «ситуации успеха», дискуссии, убеждение. Они позволяют актуализировать субъектную позицию студента и развивают мотивационный компонент.

Харламова Е.М. выделяет следующие способы влияния на развитие социальной активности в образовательном процессе:

– интерактивный: реализуется посредством воздействия на организацию взаимодействия субъектов образовательного процесса. Педагог оказывает влияние на тип взаимодействия, содержание, организационные формы взаимодействия, широту круга лиц, вовлеченных во взаимодействие, и др. Создает возможность участия студентов в самоуправлении и социальном партнерстве;

– сенситивный: реализуется посредством влияния на эмоциональное состояние субъектов образовательного процесса. Положительные эмоции побуждают внутреннюю активность и личностное развитие. Педагог использует методы, основанные на развитии положительных эмоций: метод поощрения, метод создания ситуации успеха, метод перспективных линий, метод положительного примера и другие. [3]

Одной их форм развития социальной активности студентов является моделирование и реализация социально-педагогических проектов. Суть метода проектов заключается в разработке и реализации какого-либо плана деятельности, воплощение которого предусматривает достижение заранее намеченного результата за счет конструирования желаемых состояний будущего.

Основополагающими характеристиками метода проектов выступают (Е.С. Полат, П.С. Лернер):

- концентрация на личностном развитии студента и значимой для него, профессионально ориентированной деятельности;

- индивидуальный темп работы над проектом;

- комплексность, способствующая сбалансированному развитию психических и физиологических функций;

- универсальность применения багажа знаний в различных ситуациях, помогающая глубже и осознанно усвоить базовые познания и расширить их при необходимости;

- наличие некоего конечного продукта в виде презентации, доклада, проекта урока и т.п.[2].

Еще одним эффективным средством развитие социальной активности является организация самоуправления в учреждении образования.

Студенческое самоуправление – это особая форма творческой, самостоятельной общественной деятельности студентов, направленная на решение вопросов по организации воспитания, обучения, отдыха, а также развития социальной активности студентов и поддержку их инициатив. Участие в студенческом самоуправлении – это особый вид активности, в реализации которой проявляются и развиваются профессиональны и творческие способности и личностные качества студентов.

По мнению Новикова В.Г. студенческое самоуправление представляет собой добровольную передаче администрацией учебного заведения субъектных, управленческих функций объекту управления, т.е. студентам, а также способность объекта к самодвижению, саморазвитию, самодеятельности и трансформации его, тем самым в субъект управления социальной системой за счет включения в совместную деятельность. «Иными словами, это процесс развития социальных отношений, основанный на принципах добровольности и партнерства, так как часть управленческих полномочий делегируется студенчеству. За обсуждаемые, принимаемые и реализуемые задания студенчество должно нести свою долю ответственности. Социальные отношения в вузе в таких условиях будут стимулировать прозрачность и открытость принятия решений» [1] Создание студенческих объединений также способствует развитию социальной активности. Это могут быть объединения по интересам, социальные объединения различные творческие союзы студентов. Такие объединения способствуют самореализации, проявлению творческих способностей студентов, они развивают коммуникативные навыки, умение работать в коллективе и другие социально значимые качества личности. Под студенческим объединением понимают добровольное объединение студентов вуза с целью совместного решения вопросов по повышению качества студенческой жизни. Такое объединение даёт им право принимать участие в управлении студенческой жизнью вуза и использовать возможности для самореализации и развития. Это может быть кружок, клуб, отряд, мастерская, научное общество, КВН и т.д.

Студенческая молодежь очень часто занимается волонтерской деятельностью. Это становится и средством и результатом развития социальной активности. Волонтерская деятельность как одна из форм социальной активности формирует мотивацию глубокого познания в различных областях жизнедеятельности, а также самостоятельность и креативность личности. Закон определяет волонтеров (добровольцев) как «граждан, осуществляющих благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации» [О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: федер. закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г., 30 декабря 2006 г.)].

Еще один эффективный способ развития социальной активности студента – это разработка и применение лидерских программ. Лидерство – один из механизмов активизации групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая , принимает и поддерживает его действия

Не менее важным в процессе развития социальной активности студентов является привлечение их к научно-исследовательской деятельности. Она дает возможность студентам выразить свою точку зрения, помогает самоопределиться, содействует саморазвитию, формирует творческое отношение к своей специальности и т.д. и предусматривает выполнение заданий, лабораторных работ, рефератов, работу в студенческих научных семинарах, в студенческих научных объединениях, участие в «круглых стола», в конференциях, написание научно-исследовательских работ и т.д.

Некоторые исследователи проблемы развития социальной активности студентов обращают внимание на досуговую деятельность учащихся. Творчески организованная досуговая деятельность возвышает личность и поднимает на новую ступень – от потребителя нравственно – духовных ценностей до их создателя Во время проведения досуга многие студенты становятся более открытыми, активными, уверенными в себе, они стремятся проявить себя.

В процессе досуга студенту гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой деятельности. Четкая система организации досуга и культурного отдыха играет важную роль не только в поддержании устойчивого климата в коллективе, укреплении здоровья, но и в повышении социальной активности молодежи Следовательно, развитие социальной активности можно осуществлять и посредством организованного досуга студентов.

Не стоит забывать и такие методы развития социальной активности как вовлечение студентов в беседы, привлечение к участию в конференциях, организация диспутов на тему значимости социальной активности как условия личностного и профессионального становления будущего специалиста, обсуждение уже выполненных работ и их значимости.

Популярными и эффективными формами развития социальной активности являются конкурсы, фестивали, олимпиады, организация и проведение праздников, оформление стендов, выпуск студенческих газет, тематические вечера, физическая культура, профориентация, анализ СМИ и т.д.

Таким образом, развитие социальной активности студентов должно проходить в условиях гармоничного сочетания учебного и внеучебного процессов. Занятия в аудиториях (проектная деятельность, ролевые игры, дискуссии и т.д.) должны дополняться практической деятельностью, направленной на преобразования себя и социума (организация студенческого самоуправления, студенческих объединений, различных акций, конкурсов и т.д.).


Библиографическая ссылка

Молодцова Т.Д. ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-1. – С. 106-108;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9669 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674