Актуальность. Обучение врачей общей практики диагностике острых хирургических заболеваний, проведению дифференциальной диагностики их между собой и другими заболеваниями брюшной и грудной полостей является всегда актуальным вопросом в практической медицине.В Европе считают знающими врачами, если они хорошо разбираются в диагностике хирургической патологии.
Цель. Повышение компетентности врача общей практики на основе практического подхода к вопросам обучения диагностики хирургических заболеваний. Формирование знаний проходит последовательно от уровня «знать» к уровню «сделать». Формирование компетентности считается с уровня «показать как». Самое важное – понимание практической значимости данной специальности (ВОП) в вопросе управления процессом оказания медицинской помощи прикрепленному населению независимо от возраста и пола больного в условиях ПМСП.
Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) является приоритетным направлением осуществления реформы системы здравоохранения РК. Врач общей практики (ВОП) относительно новая специальность для Казахстана. Особенность ВОП- чрезвычайная широта знаний, при первом обращений пациента именно он решает какие исследования надо провести в первую очередь, с каким специалистом надо проконсультировать больного, именно он следит за ходом лечения и видит его в целом. С годами врач общей практики черпает знания из проиденного материала, из медицинской литературы, углубляя и оттачивая коммуникативные навыки, совершенствует человеческие качества. Но одной из основ знаний ВОП на 6–7 курсах интернатуры будет изучение хирургических больных, закрепление навыков дооперационной диагностики и ведение послеоперационных больных. Будущие врачи общей практики работают в приемном покое железнодорожной больницы в экстренный день для диагностики больных с острыми хирургическими заболеваниями, оказывают первую врачебную помощь в травмпункте и хирургических кабинетах поликлиники. Закрепляют свои знания в учебно – клиническом центре (УКЦ) медуниверситета.Затем интерны сдают клинический экзамен по «хирургическим болезням» и тестирование по решению ситуационных задач соответственно 15темам острых хирургических заболеваний.
Необходимым условием повышения качества медицинской помощи является эффективная подготовка ВОП, особенно по вопросам диагностики и дифференциальной диагностики «хирургических болезней» на 6–7 курсах интернатуры. На последипломном уровне подготовки врача общей практики по рабочей учебной программе есть вопросы о первичной медицинской помощи больным с неосложненными хирургическими и травматологическими заболеваниями. К примеру, вскрыть поверхностный абсцесс, чтобы он не перешел в глубокий, лечить поверхностные ожоги и отморожения, чтобы не было осложнений. Научиться своевременно вправлять неосложненные вывихи плечевого сустава и нижней челюсти. Но самое главное: не пропустить острые хирургические заболевания брюшной и грудной полостей. Хорошо владеть симптомами тех или иных острых хирургических заболеваний, чтобы диагностировать и дифференцировать от других заболевании и немедленно направлять в хирургические отделения, не доводя их до перитонита. В преподавательской работе часто приводим слова С.И. Спасокукоцкого (1926 г.): «При перитонитах операция в первые часы дает 90 % выздоровлений, в первый день – 50 %, позже 3-го дня выздоровление всего 10 %». Многое зависит от своевременной диагностики врача общей практики, от их умения коммуникативных навыков при первом контакте с больным человеком, который должен соглашаться на немедленное направление в хирургический стационар для оперативного лечения. Надо учитывать, что не все больные могут соглашаться с поставленным диагнозом ВОП, тем более на госпитализацию, приходиться пользоваться авторитетным подходом старших коллег, правильным влиянием родственников на больного.
Материалы и методы. За период 2010–2015 учебные годы среди обученных врачей интернов (517 интернов – 6 курс и 348 – 7 курс) на нашей кафедре ежегодно 10 % из них стали узкими специалистами хирургического профиля: урологом, лор, окулистом, анестезиологом и военными хирургами и травматологами. Среди работающих в районах Актобе, в соседних областных центрах бывшие наши интерны – врачи общей практики стали организаторами: заместителями главных врачей по лечебной работе и т.д. Остальные – 90 % врачи общей практики, отзывы о работе бывших выпускников нашей кафедры ВОП – хорошие.Информация кафедра получает от местных отделов здравоохранения и от работающих интернов.
Заключение. Таким образом, необходимым условием повышения компетентности врачей общей практики и доступности медицинской помощи для улучшения состояния здоровья обслуживаемого населения является эффективная подготовка ВОП, иначе говоря они должны уметь внедрить современные стратегии интегрального подхода к вопросам диагностики хирургических болезней, профилактики и лечения осложнений острых хирургических болезней в контексте организации современной системы общественного здравоохранения и реформирования ПМСП на принципах семейной медицины.
Библиографическая ссылка
Байжаркинова А.Б., Ибрагимова Н.З., Досимов А.Ж. ОБУЧЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ -НОВОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-1. – С. 114-115;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9677 (дата обращения: 21.11.2024).