Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Россия – социальное государство, обладающее системой органичного взаимодействия политики и экономики, направленной на благосостояние человека [2]. Проведение социальным государством социально ориентированной политики распространяется на сферу труда, пользование материальными благами, услуги образования, здравоохранения, культуру на основе ряда принципов:
– социальная справедливость модели;
– равенство возможностей в достижении необходимого уровня благосостояния;
– социальные стандарты потребления.
Основываясь на этих принципах, для проведения социальной политики в Российской Федерации используются инструменты экономического, правового, административного, идеологического или морально-этического характера.
Социальная политика – политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социально – правовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов
К административным инструментам социальной политики относятся:
– разрешения,
– запреты,
– социальные стандарты,
– квоты.
Правовые инструменты включают в себя:
– законы,
– нормативы. К их числу относятся федеральные законы о социальном страховании, пенсионном обеспечении, о ветеранах, о социальной защите инвалидов.
Идеологические (морально-этические) инструменты социальной политики представлены:
– различные федеральные целевые программы (ФЦП),
– развитие социальной инфраструктуры.
Эффективность социальной политики, а также ее результативность определяются системой показателей уровня жизни населения, наиболее распространенными из которых являются средний возраст предстоящей жизни, средний объем ВНП на 1 человека, число лет обучения для лиц в возрасте до 25 лет. Существуют также показатели эффективного использования свободного времени и потребляемых благ, социально-демографические показатели.
Особое место среди показателей уровня жизни населения, рассчитываемых в государственных учреждениях, занимают доходы и потребление основных материальных благ и услуг.
Наиболее важным направлением социальной политики является государственная социальная защита населения, которая выражает отношения между домохозяйствами и государством по поддержанию прожиточного минимума и государственных социальных стандартов. В систему государственной социальной защиты входят:
– государственные социальные гарантии на трудоустройство, образование, медицинское обслуживание и др.,
– обязательное государственное социальное страхование,
– программы государственной помощи.
Государственные социальные гарантии в сфере труда, медицинского обслуживания, образования, в сфере подготовки и переподготовки кадров реализуются за счет бюджетов различных уровней власти. Соответствующие услуги всё в большей мере финансируются за счет граждан и неправительственных организаций.
Государственными социальными гарантиями в сфере труда регулируются: режим труда и отдыха, тарифные сетки по оплате труда, минимальный размер оплаты труда, стандарты безопасности труда, а также льготы на вредных производствах.[3] В сфере подготовки профессиональных кадров страны государством вводятся профессиональные стандарты подготовки и аттестации персонала. Как объекты государственных социальных гарантий выступают размеры и виды пенсий, объём и уровень стипендиального обеспечения, состав и уровень социальной помощи.
Государственным обязательным страхованием предполагается перевод страховых отчислений в бюджет для последующих выплат пенсий, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности, в связи с несчастными случаями на производстве [1].
Социальная помощь государством осуществляется в отношении той части населения, которая не способна участвовать в производстве и, как следствие, вносить страховые взносы (инвалиды, дети на попечении родителей и иных лиц, иные малоимущие граждане). Источником финансирования программ социальной помощи являются бюджетные средства. Денежные и натуральные трансферты данной категории населения рассматриваются как государственная помощь, носящая безвозмездный и безвозвратный характер. Масштабы социальной помощи населению России в настоящее время представлены следующим перечнем законодательно установленных норм, нормативов и стандартов:
– социальные выплаты малоимущим, пожилым, инвалидам, участникам войн и семьям военнослужащих, погибших в военных конфликтах;
– государственные пособия по безработице, рождению и воспитанию детей, по временной нетрудоспособности, по несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям, вынужденным переселенцам, уволенным с военной службы и пр.;
– нормы бесплатного жилья и субсидии на строительство жилья малоимущим и другим лицам;
– субсидии и льготы по оплате услуг ЖКХ для малоимущих граждан и инвалидов;
– предоставление льготного питания учащимся из многодетных семей;
– бесплатное образование и медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях;
– государственное субсидирование услуг культуры;
– социальное обслуживание инвалидов, престарелых и др.
Рассматривая область социальной политики, важно заметить, что усилия государства направлены на разработку и реализацию государственных минимальных социальных стандартов с целью гарантирования своим гражданам жизненно необходимых услуг.
Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания включают:
1) установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания;
2) утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
3) утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг;
4) утверждение порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, включая требования к содержанию и форме предоставления указанной информации, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет»;
5) управление федеральной собственностью, используемой в сфере социального обслуживания, и т.д.
К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти относятся:
1) выработка и реализация государственной политики в сфере социального обслуживания, а также выработка мер по совершенствованию социального обслуживания;
2) координация деятельности в сфере социального обслуживания, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общероссийскими общественными организациями и иными осуществляющими деятельность в сфере социального обслуживания организациями;
3) методическое обеспечение социального обслуживания, в том числе в части, касающейся профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании;
4) утверждение примерной номенклатуры организаций социального обслуживания;
5) утверждение методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания и т.д.
Следует рассмотреть так же права и обязанности получателей социальных услуг. Получатели социальных услуг имеют право на:
1) уважительное и гуманное отношение;
2) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;
3) выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;
4) отказ от предоставления социальных услуг;
5) защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) участие в составлении индивидуальных программ;
7) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;
8) свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время.
В свою очередь, обязанности получателей социальных услуг представлены следующим перечнем:
1) предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;
2) своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;
3) соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.
Так, по официальным данным Министерства труда и социальной защиты во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» разработан комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования.
В рамках реализации Комплекса мер предусмотрено ежегодно, в течение 2013–2015 гг., создание 14,2 тыс. специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Значительное внимание уделяется вопросу содействия занятости женщин, имеющих малолетних детей, а также вопросу обеспечения занятости граждан предпенсионного и пенсионного возраста.
Выделение направлений социальной политики характерно как для научно-исследовательской, так и для организационно-практической деятельности. Формируя направление своей работы, создавая социальные программы, утверждая бюджеты и т.п., органы власти разных уровней, как правило, отдельно оговаривают связанные с социальной политикой и социальным развитием вопросы, конкретизируя их в отдельные направления.
Реализация национальных проектов является одним из примеров программно-целевого метода государственного управления. Заметим, что формирование и реализация территориальных программ развития осуществляется в условиях социально-экономической и политико-правовой стабильности.
В настоящее время можно констатировать серьезные изменения как в содержании социальной политики, так и в расширении объектов ее влияния. Ее воздействие уже не ограничивается отдельными категориями населения. В роли прямого объекта начинают выступать жизненные условия почти всех демографических и социальных категорий. Социальная политика вышла за пределы корректировки негативных последствий экономического развития и сосредоточилась на профилактике в положительном совершенствовании экономической системы.
Следует отметить, что важное место занимает не только перераспределение доходов, но и реализация новых направлений обеспечения населения социальными услугами, регулирования занятости, заработной платы и т.д. То есть, с помощью социальной политики государство стремится воздействовать на поведение домохозяйств в качестве продавцов рабочей силы, потребителей и т.д.
Политический опыт показывает, что социальная политика – это результат выбора между разными кардинальными общественными интересами и приоритетами, и предполагает перераспределение национального дохода. Данный выбор вытекает из самой сущности политических и экономических систем демократических республик.
Таким образом, социальная политика государства состоит из множества направлений: политика в сфере труда и трудовых отношений, политика доходов населения, социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан, развитие отраслей социальной сферы, социальная защита отдельных групп населения; экологическая, демографическая, миграционная политика. К ним также относят социальное страхование, социальную защиту работников, политику в области заработной платы, социальные меры на рынке труда, жилищную политику. Так как направления социальной политики взаимосвязаны, то необходимо проводить сбалансированную социальную политику, самой важной целью которой является обеспечение определенного уровня жизни населения, во избежание конфликтов, нарушающих стабилизацию общества, а также реализовать принцип социальной справедливости, зависящий от возможностей государства и общества.
Библиографическая ссылка
Сланов А.Э., Дзебоева З.Ю. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-1. – С. 123-125;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9685 (дата обращения: 21.11.2024).