В федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования особо отмечается значимость самостоятельной работы студентов в системе высшего образования [4]. Повышение значимости самостоятельной работы среди видов учебной деятельности обусловлено целым комплексом причин: разный начальный уровень подготовки студентов к восприятию учебного материала по каждой дисциплине, различная самостоятельная деятельность, различное ценностное отношение студентов к дисциплине.
Организация самостоятельной аудиторной работы студентов имеет важное значение на всех этапах обучения в высшем учебном заведении. Главное в организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в процессе всех видов учебной деятельности.
Уменьшение числа аудиторных занятий не обязательно сопровождается реальным увеличением самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа обучающегося – вид учебной, научно-исследовательской деятельности, направленный на развитие его компетенций, организуемый самим обучающимся в наиболее удобное с его точки зрения время, контролируемый обучающимся в процессе и по результату деятельность на основе опосредованного системного управления со стороны преподавателя.
Самостоятельная работа обучающегося в аудитории под контролем преподавателя – это деятельность в процессе обучения в аудитории, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством и контролем. Все другие виды учебной работы, которые вынесены за пределы аудиторной работы, но без которых не может быть полностью изучена дисциплина – внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся. Характер самостоятельной работа обучающегося в аудитории под контролем преподавателя может быть репродуктивным (самостоятельное прочтение, конспектирование учебной литературы, обзор и аннотация учебной литературы и другое); познавательно-поисковым (подготовка презентаций и выступлений, выполнение контрольной работы, проведение коллоквиумов, тестирование, проверка правильности выполнения домашнего задания и другое); творческим (подготовка эссе, выполнение специальных творческих заданий, подготовка и участие в деловых играх, разбор кейсов – производственных ситуаций, ролевые игры и другое).
Активность и продуктивность самостоятельной работы зависит от умения получать знания из первоисточников, умения использовать разнообразные формы полученных результатов из изученной литературы, регулярного использования периодической печати в соответствии с темами пройденного материала.
Взятые в совокупности указанные меры создают необходимые предпосылки для активной самостоятельной работы студентов. Тематика самостоятельной работы должна отражать вид и содержание деятельности обучающегося, иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику направления подготовки, содержание образовательной программы и самой дисциплины. Формулировка самостоятельной работы должна быть однозначно понятна студенту.
В стандартах высшего образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени студента.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося полностью осуществляется самим обучающимся. К видам внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося можно отнести: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, иностранных источников); аналитическую обработку текста (аннотирование, рецензирование, реферирование); графическое изображение структуры текста; выписки из текста; составление плана и тезисов ответа на контрольные вопросы; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение карт и других материалов; работа со словарями и справочниками; составление библиографии; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов, ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета.
Виды внеаудиторной работы зависят от содержания учебной дисциплины и определяются преподавателем, в целом исходя из организации учебного процесса по данной дисциплине. На каждом этапе изучения дисциплины необходимо разъяснять цели внеаудиторной работы, контролировать понимание этих целей для формирования навыков самостоятельной деятельности обучающихся.
Необходимо учесть, что часть времени, отводимого на аудиторные занятия, так же включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе достаточно, но вопрос в том, как эффективно использовать это время.
Студент должен научиться работать самостоятельно, уметь самостоятельно найти информацию, выделить основную мысль, уметь конспектировать и сокращать материал большого объема. Обучение в университете предполагает обладание такими навыками, как эффективная поисковая и исследовательская работа. Все это невозможно без мотивации, направленной на достижение определенной цели. Этой целью может являться всестороннее целостное образование, гармоничное развитие интеллекта, совершенствование ментальных способностей, памяти, воображения, творческого потенциала [5].
Обучение студентов и формирование их мотивации связаны с возможностью их развития. Реализация возможностей развития может происходить в учебной деятельности, ориентированной на выполнение студентами практических заданий, формирующих профессиональные навыки.
Обучение в вузе может строиться на условиях модульной системы обучения, что позволяет студентам получать больше свободы в вопросах выбора темпа освоения учебного материала и планирования своей деятельности.
Суть модульного обучения состоит в том, что учебный план по дисциплине и соответствующие дидактические материалы разбиты на определенное число частей (модулей), каждая из которых имеет свою завершенность по содержанию. Благодаря этому обучающийся почти самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство по решению поставленных дидактических задач.
При комплексном анализе содержания обучающих модулей исключается повторение в изучении предмета, появляется возможность обоснованного введения в учебный процесс элементов научных исследований и проведения научно-исследовательских и лабораторных работ.
В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова (САФУ) самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью учебного процесса и осуществляется в объеме в соответствии с утвержденной рабочей программой дисциплины.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к контактной работе и текущему контролю по дисциплине. Самостоятельная работа может включать следующие виды работ: работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы; выполнение домашнего задания к занятию, домашней контрольной работы (решение задач, выполнение упражнений); изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку (отдельные темы, параграфы); подготовка к лабораторным работам, практическим и семинарским занятиям; подготовка к коллоквиуму; подготовка к экзамену; написание реферата; выполнение РГР; написание эссе; написание курсовых работ/проектов; решение кейсов. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных курсовых работ (проектов), расчетно-графических работ, контрольных работ, рефератов, эссе и других форм текущего контроля.
С целью повышения качества и оптимизации учебного процесса в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова разрабатываются и реализуются модули по дисциплинам учебного плана на платформе поддержки электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Sakai, которые оснащаются материалами, соответствующих ФГОС ВО и ФГОС 3+.
Конфигурация модулей, как правило, имеет файловую структуру, содержит материалы для обязательного теоретического изучения и презентации лекций с анимационными моделями; графические, аудио и видео материалы, задания для обязательного практического выполнения, интерактивные тренажеры, глоссарий, тестовые задания по разделам [1].
С помощью анимационных моделей может осуществляться визуализация явлений и процессов. Навигация по модулю осуществляется посредством интерактивной схемы с указанием сроков прохождения разделов.
Обучение с помощью сетевых технологий становится популярным способом приобретения новых знаний и навыков, так необходимых на современном рынке труда. Разработанные учебные модули по дисциплинам учебного плана на платформе поддержки электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Sakai Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова способствуют развитию, реализации возможностей единого образовательного пространства мирового сообщества, обеспечивают принципиально новый уровень доступности качественного образования, исключая территориальные барьеры [1].
Цель модульного обучения студентов в вузе состоит в содействии развитию самостоятельности студентов, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Анализ модульного обучения позволяет утверждать, что преподаватель, действительно получает возможность реализовать личностно-ориентированный подход, управляя процессом обучения каждого студента в зависимости от темпов освоения ими учебных элементов.
Необходимо условие для создания у студентов интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем познавательная активность студентов будет выше.
Большую роль в формировании интереса к обучению играет создание проблемной ситуации, столкновение студентов с затруднениями, что потребует получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда студент понимает, что он может эту проблему разрешить, в противном случае интерес к учебной задаче снижается.
Мотивация по-разному проявляется для разных возрастных групп в зависимости от характера учебной ситуации и от контроля преподавателя [2]. Существенны такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности.
Проведено исследование по выявлению перспективной учебной мотивации студентов Северного (Арктического) федерального университета технических направлений подготовки среди студентов второго и третьего курсов. На добровольной основе проводилось анонимное тестирование участников исследования, регистрировались их пол, возраст и успеваемость. Полученные результаты заносились в индивидуальную регистрационную карту. Для обработки результатов исследования использовалась программа Microsoft Excel 2013 и пакет прикладных программ STATISTICA 10.0 StatSoft Inc. (США). Полученные в результате исследования данные были подвергнуты обработке с применением методов математической статистики. В ходе исследования было выявлено, что среди его участников преобладали студенты с хорошей успеваемостью – 70 %, 24 % – удовлетворительная успеваемость, у 6 % – отличная успеваемость. В табл. 1 представлено количественное распределение студентов с разной успеваемостью в группах сравнения.
В табл. 2 приведена занятость студентов.
Студентам было предложено расставить приоритеты по мотивам, которые побуждают на обучение в университете (табл. 3).
Таблица 1
Количественное распределение студентов с разной успеваемостью в двух группах сравнения ( %)
Показатель успеваемости |
Муж. (22 %) |
Жен. (78 %) |
Отлично |
2 |
4 |
Хорошо |
12 |
58 |
Удовлетворительно |
8 |
16 |
Таблица 2
Занятость студентов с различной успеваемостью ( %)
Занятость |
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Работа |
4 |
30 |
0 |
Спорт |
2 |
34 |
2 |
Хобби |
2 |
62 |
16 |
Таблица 3
Мотивы
Баллы |
Количественное распределение студентов ( %) |
||||||
Коммуникативные мотивы |
Престиж |
Профессиональные мотивы |
Мотивы творческой самореализации |
Учебно-познавательные мотивы |
Социальные мотивы |
Мотивация достижения |
|
7 |
4 |
14 |
38 |
8 |
16 |
6 |
6 |
6 |
18 |
34 |
6 |
8 |
20 |
10 |
4 |
5 |
8 |
16 |
14 |
14 |
34 |
14 |
10 |
4 |
10 |
8 |
10 |
4 |
8 |
8 |
52 |
3 |
14 |
12 |
20 |
8 |
4 |
36 |
10 |
2 |
36 |
10 |
4 |
16 |
8 |
6 |
10 |
1 |
8 |
4 |
6 |
40 |
8 |
18 |
6 |
Очевидно, что процесс получения полноценного образования невозможен без мотивации студента. Выбор приемов для активизации самостоятельной работы студентов зависит от профессиональных и от личностных качеств преподавателя. Преподаватель должен не только в совершенстве владеть знаниями по методической организации занятия, но и обладать организаторскими способностями, знаниями психолога, уметь устанавливать прочный контакт с группой студентов для того, чтобы иметь возможность личностного подхода к обучаемому. В данном случае, под личностным подходом мы подразумеваем умение преподавателя выявлять интересы учащихся, и таким образом строить их совместную и самостоятельную работу, чтобы вызвать интерес у отдельно взятого студента [3].
Необходимо отметить, что к общепринятым методам активизации познавательной и самостоятельной работы студентов относятся создание в коллективе учащихся атмосферы стремления к активной познавательной деятельности; реализация непрерывной индивидуальной работы; использование обучающей, воспитывающей и ориентирующей функций контроля; привлечение обучаемых к научной работе; использование метода постановки проблемы. Важно отметить, что без заинтересованности самого преподавателя в создании условий для эффективной самостоятельной работы студентов невозможно реализовать методы и приемы формирования самостоятельной познавательной деятельности обучаемых.
Одной из основных задач преподавателя в организации самостоятельной аудиторной работы студентов является подготовка высококачественного учебно-методического обеспечения процесса обучения (интерактивные тренажеры, макеты, видеофильмы, презентации, аудиозаписи, плакаты, таблицы, и т.п.).
Результаты обучения по дисциплине определяются преподавателем, ведущим дисциплину, в общей логике образовательной программы, в терминах компетентностного подхода. В САФУ для когнитивного компонента компетенций результаты обучения формулируются в терминах «знать-понимать», для интегративно-деятельностного – в терминах «уметь-применять», при этом указывается планируемый уровень сформированности компетенций. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация осуществляется с обязательным с использованием фонда оценочных средств.
В ходе промежуточной аттестации выставляется результирующая отметка. Она формируется на основании оценки активности студента на занятиях в рамках контактной работы, результатов текущего контроля и оценки, полученной на экзамене (зачете). Результирующая отметка по дисциплине формируется с использованием процентно-весовых соотношений или с использованием балльно-рейтинговой системы. В порядке формировании результирующей отметки по дисциплине указывается, как формируется результирующая отметка по дисциплине: в каком отношении учитывается результаты текущего контроля успеваемости и ответ на экзамене (зачете) при выставлении результирующей отметки по дисциплине.
Формирование учебной мотивации является одной из основных задач современного образования. Система оценок необходима в процессе обучения как средство контроля и средство поощрения.
Библиографическая ссылка
Оруджова О.Н. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОМОТИВИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-1. – С. 99-103;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9748 (дата обращения: 21.12.2024).